XXV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Речевые конвенции жанра латышской колыбельной песни

Ксения Ивановна Ускова
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Фольклор и мифология, онлайн
2022-04-21
17:50 - 18:10

Ключевые слова, аннотация

Исследование, положенное в основу доклада, посвящено анализу практики исполнения колыбельных песен в ситуации убаюкивания среди носителей латышского языка в современной городской среде. Материалом послужили записанные в ходе интервью мемораты-описания ситуации убаюкивания, тексты и аудиозаписи колыбельных, а также архивные записи латышских колыбельных песен. В работе рассматриваются речевые конвенции этого жанра, в частности, поднимаются вопросы об устойчивости отдельных конвенциональных параметров и о воспроизводимости колыбельной в современных реалиях.

Тезисы

В современной городской среде существуют различные решения задачи погрузить ребенка в состояние покоя и сна — напр., рассказывание сказок, чтение книг вслух, воспроизведение музыкальных композиций или аудиотекстов на цифровых устройствах. Наряду с ними практика исполнения колыбельных песен все еще сохраняет свою актуальность.
Цель настоящей работы — описание практики исполнения колыбельной песни в ситуации убаюкивания среди носителей латышского языка в современной городской среде.
В ходе исследования мы рассматриваем колыбельную песню как особым образом построенную речь, осуществляемую в ситуации убаюкивания. Способ организации этой речи и ее соотнесение с конкретной ситуацией составляют целостную речевую модель, воспринимаемую обществом как нечто безусловно правильное, само собой разумеющееся, — т. е. конвенциональную. Целенаправленный характер этой конвенции (направленность на успокоение и усыпление ребенка) позволяет определить ее как речевую стратегию.
Поскольку предмет исследования — речевая конвенция исполнения колыбельных песен — включает целый ряд аспектов на разных уровнях речи, его анализ предполагает рассмотрение звучания колыбельных песен, их поэтики, а также ситуационного контекста исполнения. С этой целью мы используем прагматический подход (Адоньева, 2004) и создаем комплексную модель анализа на основе исследований в области поэтики колыбельных песен (Smilgaine, 2008; Головин, 2000) и семиотики (Гаспаров, 1978; Dijk, 2008).
Материалом стали мемораты-описания ситуации убаюкивания, тексты и аудиозаписи колыбельных, записанные нами в 2021–2022 гг. в ходе интервью с носителями латышского языка (женщинами и мужчинами 1970-х–1990-х гг. р., проживающих в крупных городах Латвии и России и имеющих детей и опыт их убаюкивания), а также тексты традиционных латышских колыбельных песен, собранные на рубеже XIX–XX вв. (dainusskapis.lv), и записи, сделанные в научных экспедициях второй половины прошлого века в различных регионах Латвии (garamantas.lv).