XXV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Квентин Дорвард» У. Скотта: полемика рыцарства и Нового времени

Александра Сергеевна Пунда
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

История зарубежных литератур (онлайн)
2022-04-21
14:35 - 14:50

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен изучению романа У. Скотта «Квентин Дорвард», в котором писатель устраивает проверку рыцарским ценностям, изображая их комически. В докладе анализируются мотивы, образы и сюжетные схемы, продолжающие традицию рыцарских романов, которые в тексте Скотта получают трактовку в духе Нового времени. Делается вывод о том, что в «Квентине Дорварде» писатель ставит перед собой задачу через противопоставление двух центральных фигур, Квентина и Людовика XI, представить изменяющееся общество XV в., которое еще не выработало новые модели поведения, но уже отошло от старых.

Тезисы

В романе «Квентин Дорвард» («Quentin Durward») У. Скотт (1771—1832), пристально занимавшийся изучением средневековых рукописей, устраивает проверку рыцарским ценностям, изображая их в комическом свете. Мотивы, образы и сюжетные схемы, использованные в произведении, продолжают традицию средневековых рыцарских романов, однако в тексте писателя они получают трактовку в духе Нового времени.
Основу сюжета составляет конфликт между рыцарским поведением и практическим подходом к жизни. Действие романа происходит в конце XV в. во время правления Людовика XI. Автор помещает главного героя, следующего кодексу чести, в ситуации, способные разрушить иллюзии молодости. В «Квентине Дорварде» Скотт изображает время, когда рыцарские обычаи уже не являются образцом для подражания и обязательной манерой поведения. Скотт сатирически изображает характер Квентина, который не способен отличить действительность от идеальных представлений, сформированных рыцарскими романами, прочитанных им в детстве и юности. Автор также стремится развенчать сложившийся у современников миф о преклонении перед Дамой Сердца.
В романе «Квентин Дорвард» также присутствует мотив инициации, но он скорее связан не с выбором между национальными традициями, как в «Рассказах Крестоносцев», а с переходом от чувствительности к рациональности как основе действий персонажа.
В «Квентине Дорварде» писателя интересует феодализм не как идеальная социальная структура, а как руководство к человеческому поведению. В связи с этим представляется интересным образ Людовика XI, символизирующего Новое время, лишенное духа рыцарства. Тем не менее, он не показан в тексте писателя в исключительно негативных тонах. Скотт, несмотря на хитрость и коварство Людовика XI, отмечает его политическую дальновидность, которая способствует национальному благосостоянию. Так, фигура французского короля знаменует переход к Новому времени, а преодоление рыцарской культуры становится необходимым этапом этого процесса.
Таким образом, в «Квентине Дорварде» автор ставит перед собой задачу представить изменяющееся общество XV в., которое еще не выработало новые модели поведения, но уже отошло от старых. Для этого он выбирает в качестве героя юношу, следующего кодексу чести, подобно рыцарям из средневековых романов, что обусловливает его подверженность самообману. Квентину как идеальному воплощению феодального прошлого противопоставлен образ Людовика XI, отрицающего куртуазные ценности, следующего практическому подходу к жизни, и, тем самым, символизирующего наступление новой эпохи.