Аспекты поэтической циклизации в «Тайнах ремесла» А. А. Ахматовой
Мадия Надимовна Мирза
Докладчик
магистрант 1 курса
Донецкий национальный университет
Донецкий национальный университет
Русская литература: теория, поэтика (онлайн)
2022-04-21
17:00 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
Предметом исследования
является тема поэтической циклизации. В настоящей работе содержится
теоретическое переосмысление двуплановости цикла А. А. Ахматовой
«Тайны ремесла», проанализированы и систематизированы его циклообразующие
элементы.
Тезисы
Двуплановость и циклообразующие элементы
являются основными аспектами поэтической циклизации.
Двуплановость цикла понимается как соединение содержательного и формального планов: цикл воспринимается и как путеводитель по лабиринтам поэтической жизни, и как произведение, имеющее самостоятельную ценность. Цикл может держаться на содержании (общей теме) или на формальной стороне (повторяющихся словах, структурах). Компоненты формы и содержания образуют единство цикла.
К основным параметрам циклообразования «Тайн ремесла» относятся тематическая близость стихотворений, образующая целостность цикла (темы творчества, поэта, тайн ремесла т. д.), мотивное единство (мотивы творческой миссии, поэтической доли, энергии творчества, «бега времени», поэтического и нравственного самоопределения, памяти), «вечные образы» и др.
«Вечные образы», служащие в качестве циклообразующих элементов, были разделены нами на следующие группы:
1. «Вечные образы» поэтов русской культуры: А. Пушкин, А. Блок, Б. Пастернак и др.
2. «Вечные образы» эталонов новоевропейской культуры: А. Данте, У. Шекспир.
Поэт культурно «сцепляется» со своим временем и становится воплощением определенной эпохи.
3. «Вечные образы» поэтической атрибутики (муза, лира) и «пушкинской» атрибутики (Царское Село, его аллеи, которые отражают «ландшафт поэзии»).
4. «Вечные образы» творчества: подвижничество и его муки, принятые поэтом на себя, образ музы (вдохновение и «тяжесть» на душе и т. д.).
5. «Вечные образы» мифа и, прежде всего, вечного Текста — Логоса, Библии.
6. «Вечные вещи»: предметы, лирические переживания, реконструирующие пространство и время. Здесь ощущение атрибутируется на языке качественных характеристик объекта.
«Вечные» образы сосредоточены на поэтическом контексте, осмыслении сущности и законов творческого процесса.
Концептуальное исследование поэтического текстового единства Ахматовой «Тайны ремесла» позволило определить, что поэтическая циклизация представлена двумя аспектами — содержательно-формальной двусторонностью и циклообразующими элементами (в качестве таковых в «Тайнах ремесла» выступают «вечные образы», которые были проанализированы и систематизированы).
Двуплановость цикла понимается как соединение содержательного и формального планов: цикл воспринимается и как путеводитель по лабиринтам поэтической жизни, и как произведение, имеющее самостоятельную ценность. Цикл может держаться на содержании (общей теме) или на формальной стороне (повторяющихся словах, структурах). Компоненты формы и содержания образуют единство цикла.
К основным параметрам циклообразования «Тайн ремесла» относятся тематическая близость стихотворений, образующая целостность цикла (темы творчества, поэта, тайн ремесла т. д.), мотивное единство (мотивы творческой миссии, поэтической доли, энергии творчества, «бега времени», поэтического и нравственного самоопределения, памяти), «вечные образы» и др.
«Вечные образы», служащие в качестве циклообразующих элементов, были разделены нами на следующие группы:
1. «Вечные образы» поэтов русской культуры: А. Пушкин, А. Блок, Б. Пастернак и др.
2. «Вечные образы» эталонов новоевропейской культуры: А. Данте, У. Шекспир.
Поэт культурно «сцепляется» со своим временем и становится воплощением определенной эпохи.
3. «Вечные образы» поэтической атрибутики (муза, лира) и «пушкинской» атрибутики (Царское Село, его аллеи, которые отражают «ландшафт поэзии»).
4. «Вечные образы» творчества: подвижничество и его муки, принятые поэтом на себя, образ музы (вдохновение и «тяжесть» на душе и т. д.).
5. «Вечные образы» мифа и, прежде всего, вечного Текста — Логоса, Библии.
6. «Вечные вещи»: предметы, лирические переживания, реконструирующие пространство и время. Здесь ощущение атрибутируется на языке качественных характеристик объекта.
«Вечные» образы сосредоточены на поэтическом контексте, осмыслении сущности и законов творческого процесса.
Концептуальное исследование поэтического текстового единства Ахматовой «Тайны ремесла» позволило определить, что поэтическая циклизация представлена двумя аспектами — содержательно-формальной двусторонностью и циклообразующими элементами (в качестве таковых в «Тайнах ремесла» выступают «вечные образы», которые были проанализированы и систематизированы).