XXV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Мы все лауреаты премий, врученных в честь его…»: Международная Сталинская премия и производство соцреалистического канона в ранний период холодной войны (1945–1953 гг.)

Дмитрий Михайлович Цыганов
Докладчик
магистрант 1 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Русская литература: история (онлайн)
2022-04-20
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе предпринимается попытка охарактеризовать роль международной Сталинской премии не только в контексте институциональной истории культуры позднего сталинизма, но и в контексте конфликта между советской и западной концепциями искусства. На широком историческом материале реконструируются принципы работы Комитета по международным премиям Советского Союза, прослеживается логика выдвижения и премирования кандидатов — «прогрессивных» писателей Запада. Отдельно освещается вопрос о формировании «антинобелевского» контекста советской официальной риторики.

Тезисы

Доклад посвящен ранее не освещавшемуся в научной литературе фрагменту картины западно-советских культурных взаимодействий послевоенного периода и охватывает период 1945–1953 гг. Роль ключевой для формирования советского литературного канона институции — Сталинской премии — рассматривается в контексте конфликта между западными и советскими концепциями искусства («социалистическим реализмом» и «модернизмом»); подробно освещается специфика восприятия советской официальной критикой текстов западных авторов — лауреатов Нобелевской премии. Подробно рассматривается формирование «антинобелевского» контекста советской риторики.
Очевидная невозможность возобновления боевых действий привела к актуализации не столько глобальных политических и экономических, сколько культурно-идеологических противоречий: изменилась сама специфика межгосударственных отношений, ранее представлявшихся рядом разрозненных взаимодействий. В отношении к послевоенной действительности справедливо говорить о целенаправленно осуществлявшемся процессе структурирования мирового политического пространства, эксплуатировавшем самые разнообразные институциональные ресурсы. Отдельное внимание в докладе уделяется вопросу о международных премиях Советского Союза, которые еще на стадии проекта мыслились как инструмент противодействия Нобелевскому комитету (премии эти должны были стать альтернативой Нобелевским, которые, по мнению А. А. Фадеева, «все более наглядно свидетельствуют об угодничестве людей, распоряжающихся этими премиями, перед англо-американскими империалистами»).
Первостепенной задачей в условиях Холодной войны оказывалась организация позднесталинского культурного континуума в соответствии с критериями однородности и монолитности, степень реализации которых, по мысли Сталина и ряда партийных функционеров от искусства, прямо определяла бы конкурентоспособность «метода социалистического реализма». В докладе подробно анализируется это направление культурной политики. На широком фактическом материале показывается, что в конце 1940-х гг. институт премии в сознании сталинских функционеров начинает восприниматься как один из главных инструментов структурирования мирового политического пространства. Магистральной линией исследования становится анализ стратегий производства соцреалистических литературных произведений как текстуальных инструментов реализации конфронтационной политики.
Наряду с анализом архивных материалов Комитета по Сталинским премиям в области литературы и искусств и материалов Комитета по Международным Сталинским премиям, привлекаются материалы фондов различных организаций и органов, а также опубликованные воспоминания, дневниковые и мемуарные свидетельства и другие доступные нам материалы.