Антропонимы в свадебном фольклоре Пинежья
Лолань Ван
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Фольклор и мифология, онлайн
2022-04-21
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
В исследовании проанализированы стилистические особенности и прагматические функции антропонимов в свадебном фольклоре Пинежья. Предмет исследования — стилистические и прагматические характеристики личных имен в свадебном фольклоре региона. Материалом данного исследования послужили свадебные песни и причитания, зафиксированные в публикации «Обрядовая поэзия Пинежья» под редакцией Н. И. Савушкиной. В исследовании антропонимов проявляются особенности языка русской народной песни и специфические черты, свойственные свадебному фольклору.
Тезисы
Свадебные песни и причитания представляют собой чужую речь особого типа, речевой акт, который воспроизводится по традиционным шаблонам и в контексте свадебных обрядов обладает способностью объявить и подтвердить смену социального статуса членов социума.
В исследовании мы не рассматриваем культурно-исторические аспекты использования антропонимов, а сосредоточиваем внимание на их стилистических и прагматических функциях в коммуникации.
В свадебном фольклоре Пинежья используются следующие формы имени: двухкомпонентный антропоним (имя полное + отчество, гипокористики + отчество, сокращенное имя + сокращенное отчество, полное имя + сокращенное отчество) и однокомпонентный антропоним (полное имя, гипокористики) и многокомпонентный антропоним (имя + апеллятив + отчество, «апеллятив + имя + отчество» и «имя + отчество + отчество»).
В свадебном фольклоре Пинежья употребление антропонимов характеризуется следующими стилистическими особенностями: отчество отделено от имени группой слов, или имена и отчества употребляются попарно; в одном тексте используются разные формы имени для именования одного и того же человека (Марья, Марья Петровна, Марьюшка); местоимение «ты» сочетается с официальной формулой имени (имя полное + отчество). В целом, в связи с обилием диминутивов, разговорных и диалектных форм, антропонимы наполнены экспрессивным и фамильярным содержанием.
В свадебном фольклоре Пинежья используются следующие формы имени: двухкомпонентный антропоним (имя полное + отчество, гипокористики + отчество, сокращенное имя + сокращенное отчество, полное имя + сокращенное отчество) и однокомпонентный антропоним (полное имя, гипокористики) и многокомпонентный антропоним (имя + апеллятив + отчество, «апеллятив + имя + отчество» и «имя + отчество + отчество»).
В свадебном фольклоре Пинежья употребление антропонимов характеризуется следующими стилистическими особенностями: отчество отделено от имени группой слов, или имена и отчества употребляются попарно; в одном тексте используются разные формы имени для именования одного и того же человека (Марья, Марья Петровна, Марьюшка); местоимение «ты» сочетается с официальной формулой имени (имя полное + отчество). В целом, в связи с обилием диминутивов, разговорных и диалектных форм, антропонимы наполнены экспрессивным и фамильярным содержанием.
Наблюдаются и такие типичные неофициальные формы именования, как использование обособленного отчества вместо имени, фамилия в паре с отчеством. Использование фамилий встречается крайне редко и в нашем материале встречается лишь в виде притяжательного прилагательного.
Что касается прагматических функций антропонимов в свадебном фольклоре, в русской культуре отчество имеет большую коммуникативную значимость. Как отмечает Л. Б. Бойко, в русском языке наличие отчества сигнализирует, что человек достиг возраста, который предполагает его самостоятельное и ответственное участие в жизни социума. В свадебном фольклоре Пинежья преобладают формулы имени (имя + отчество), при помощи которых осуществляется возвеличивание молодых и ознаменовывается смена их социального статуса.
Более того, при контактной коммуникации антропоним в контексте свадебного обряда выполняет функцию идентификации и отождествляет участников свадебного обряда с персонажами ритуальной песни. Слушатели погружаются в «сакральный мир» песен, где персонажи совершают ряд символических действий и испытывают глубокое внутреннее переживание. Таким образом осуществляется обрядовая заданность свадебного фольклора — смена социального статуса.