Речевые стратегии конфликтного диалога в интернет-среде (на материале социальной сети ВКонтакте)
Алина Фазиловна Гамзатова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Антрополингвистика (онлайн)
2022-04-19
10:40 -
11:00
Ключевые слова, аннотация
Исследование посвящено описанию коммуникативных стратегий и тактик, применяемых пользователями социальной сети в конфликтных ситуациях. На примере реальных текстовых сообщений и комментариев рассматриваются такие стратегии, как дискредитация, диффамация, дегуманизация, а также наиболее распространённые приёмы речевого воздействия (манипуляция и суггестия). Полученная классификация даёт представление о ключевых языковых средствах и приёмах, применяемых носителями современного русского языка в конфликтных ситуациях, что может быть использовано в работе эксперта-лингвиста.
Тезисы
Одной из особенностей, характеризующих современную интернет-коммуникацию, является конфликтность. А. Р. Каспаров отмечает конфликтный потенциал интернет-среды, обеспеченный отсутствием социальных ограничений. Пространство социальных сетей предоставляет возможность безнаказанного проявления агрессии некоторыми пользователями, что является главным порождающим фактором конфликта.
Речевым конфликтом принято называть состояние противоборства двух и более оппонентов, в процессе которого каждая сторона действует в ущерб другой при помощи вербальных средств (определение В. С. Третьяковой).
Каждый участник конфликта (осознанно или нет) использует различные речевые стратегии и тактики (по О. С. Иссерс), позволяющие достичь основной цели полемики — отстаивания своей правоты путём речевого подавления адресата. Основываясь на материале конфликтных диалогов пользователей социальной сети ВКонтакте, были выделены наиболее распространенные речевые стратегии.
1. Стратегия дискредитации. Реализуется при помощи тактики обвинения, часто — с использованием риторических вопросов и восклицаний. Например, A: контент для живущих на мамкину пенсию петушков. Б: кто бы говорил! а кто за батин счёт по клубам шатается?
2. Стратегия диффамации. Популярная тактика — прямое (реже косвенное) вербальное оскорбление адресата. Нанесение речевого ущерба адресату осуществляется посредством просторечной и бранной лексики, обладающей высокой экспрессивностью. Например, А: страну санкциями задушили, я пармезана нормального купить не могу, а мы всё продолжаем... Б: хлеборезку закрой свою, п**ор. Парменаз ему подавай, придурку.
3. Стратегия дегуманизации. Нужный речевой эффект достигается при помощи тактики конструирования негативного образа оппонента, как правило, с использованием приёма «сообщничества» (обращения к другим). Например, А: и чему эти горе-профессора могут научить наших детей? никто не следит за образованием сейчас. Б: ой да не слушайте вы её, она только п***еть в комментах и умеет. Сама книг в руках не держала, посмотрите её акк.
В отобранных контекстах встречаются также стратегии, не уничижающие личность адресата, но подчиняющие его воле говорящего. К ним относятся такие виды речевого воздействия, как манипуляция и суггестия. Например, А: если бы Вы действительно любили людей, то помогли бы нам в сборе подарков для детей к новому году, а так — пустословие одно. Б: а куда помогать? дайте реквизиты — без проблем.
Таким образом, приведённая классификация отражает актуальные речевые стратегии, используемые в конфликтном диалоге. В открытом интернет-пространстве полемика зачастую направлена не на поиск истины, а на самоутверждение одного из коммуникантов. Результаты отражают инвективный потенциал интернет-коммуникации и могут быть применены в лингвоэкспертной практике.
Речевым конфликтом принято называть состояние противоборства двух и более оппонентов, в процессе которого каждая сторона действует в ущерб другой при помощи вербальных средств (определение В. С. Третьяковой).
Каждый участник конфликта (осознанно или нет) использует различные речевые стратегии и тактики (по О. С. Иссерс), позволяющие достичь основной цели полемики — отстаивания своей правоты путём речевого подавления адресата. Основываясь на материале конфликтных диалогов пользователей социальной сети ВКонтакте, были выделены наиболее распространенные речевые стратегии.
1. Стратегия дискредитации. Реализуется при помощи тактики обвинения, часто — с использованием риторических вопросов и восклицаний. Например, A: контент для живущих на мамкину пенсию петушков. Б: кто бы говорил! а кто за батин счёт по клубам шатается?
2. Стратегия диффамации. Популярная тактика — прямое (реже косвенное) вербальное оскорбление адресата. Нанесение речевого ущерба адресату осуществляется посредством просторечной и бранной лексики, обладающей высокой экспрессивностью. Например, А: страну санкциями задушили, я пармезана нормального купить не могу, а мы всё продолжаем... Б: хлеборезку закрой свою, п**ор. Парменаз ему подавай, придурку.
3. Стратегия дегуманизации. Нужный речевой эффект достигается при помощи тактики конструирования негативного образа оппонента, как правило, с использованием приёма «сообщничества» (обращения к другим). Например, А: и чему эти горе-профессора могут научить наших детей? никто не следит за образованием сейчас. Б: ой да не слушайте вы её, она только п***еть в комментах и умеет. Сама книг в руках не держала, посмотрите её акк.
В отобранных контекстах встречаются также стратегии, не уничижающие личность адресата, но подчиняющие его воле говорящего. К ним относятся такие виды речевого воздействия, как манипуляция и суггестия. Например, А: если бы Вы действительно любили людей, то помогли бы нам в сборе подарков для детей к новому году, а так — пустословие одно. Б: а куда помогать? дайте реквизиты — без проблем.
Таким образом, приведённая классификация отражает актуальные речевые стратегии, используемые в конфликтном диалоге. В открытом интернет-пространстве полемика зачастую направлена не на поиск истины, а на самоутверждение одного из коммуникантов. Результаты отражают инвективный потенциал интернет-коммуникации и могут быть применены в лингвоэкспертной практике.