Эволюция жанра откровений о конце мира в ранних фильмах К. С. Лопушанского
Александра Александровна Сидорова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Кино|Текст (онлайн)
2022-04-22
13:20 -
13:40
Ключевые слова, аннотация
Проанализировано
развитие эсхатологической темы в ранних (1986–1994 гг.) работах кинорежиссера
К. С. Лопушанского в контексте изобразительных решений и сюжета. Источниками
стали фильмы раннего периода, а также воспоминания и интервью К. С.
Лопушанского. В результате проведенного исследования удалось выявить основные
тенденции развития апокалиптической тематики в фильмах обозначенного периода, описать
эволюцию изобразительных решений, выделить характерные черты режиссерского
стиля К. С. Лопушанского, сформированные в этот период.
Тезисы
Фильмы
К. С. Лопушанского объединены интересом к теме апокалипсиса, который в тех или
иных формах присутствует в каждой его работе. По значению эсхатологии для
развития сюжета в творчестве режиссера можно выделить два крупных этапа:
апокалипсис как движущая сила (1986–1994 гг.) и апокалипсис, растворенный в
окружающей действительности (2001–2018 гг.). В работе рассмотрен период
1986–1994 гг., включающий фильмы «Письма мертвого человека» (1986 г.),
«Посетитель музея» (1989 г.) и «Русская симфония» (1994 г.). В критике
существует традиция объединять данные работы в т. н. «апокалиптическую
трилогию» или «трилогию Исхода» по С. Н. Добротворскому. Одной из задач стал
анализ развития темы конца мира как на сюжетном уровне, так и на уровне
изобразительных решений.
Движущей силой «Писем мертвого человека» является рукотворный конец мира по вине нелепой случайности. Апокалипсис представлен через использование разнообразных контрастных цветовых решений: от светло-голубого и синего до землисто-оранжевого. Документальные кадры запусков ракет намеренно стилизованы под холодный желтый, в сценах катастрофы нагнетание густоты цвета, то, что осталось после катастрофы — синий, жизнь в подземелье — желтый, нехватка света. В качестве ключевого образа использовано сдавленное безжизненное пространство бункера.
«Посетитель музея» посвящен экологической катастрофе и осмыслению поиска новых религиозных форм. Главной визуально воплощенной метафорой становится свалка как итог существования человечества. Картина выполнена в багровых тонах, символическое наполнение которых — кровавое зарево в последние мгновения существования человечества. Эти кадры перемежаются с пепельно-серыми — не только цвет сожженной материи, но и мусора, которым заполнены многие кадры. Кадры почти лишены света, в уличных сценах цвета намеренно приглушены.
«Русская симфония» — притча о страшном суде в реалиях России 90-х, точное время и место событий выделяют картину из трилогии. Причиной апокалипсиса становится потоп, однако при этом в кадре почти нет воды, что подчеркивает первостепенность в этом контексте не экологических, а религиозных причин. Сюжет построен на приеме гротеска, в него вплетены события прошлого и реконструкции древнерусских битв. Апокалипсис в «Русской симфонии» — трагедия России на перепутье, поиск и осмыслений русской идеи. Образ подмены и маскарада в час Страшного суда воплощен через смену «лиц» главного героя. Изобразительные решения подчеркивают масштаб происходящего, цвета темные и приглушенные.
В этот период сформированы основные особенности режиссерского стиля К. С. Лопушанского: интерес к эсхатологическим темам, появление героя — отважного одиночки, выделение ключевого образа для фильма, особое внимание к цветовым решениям, их разнообразие.
Движущей силой «Писем мертвого человека» является рукотворный конец мира по вине нелепой случайности. Апокалипсис представлен через использование разнообразных контрастных цветовых решений: от светло-голубого и синего до землисто-оранжевого. Документальные кадры запусков ракет намеренно стилизованы под холодный желтый, в сценах катастрофы нагнетание густоты цвета, то, что осталось после катастрофы — синий, жизнь в подземелье — желтый, нехватка света. В качестве ключевого образа использовано сдавленное безжизненное пространство бункера.
«Посетитель музея» посвящен экологической катастрофе и осмыслению поиска новых религиозных форм. Главной визуально воплощенной метафорой становится свалка как итог существования человечества. Картина выполнена в багровых тонах, символическое наполнение которых — кровавое зарево в последние мгновения существования человечества. Эти кадры перемежаются с пепельно-серыми — не только цвет сожженной материи, но и мусора, которым заполнены многие кадры. Кадры почти лишены света, в уличных сценах цвета намеренно приглушены.
«Русская симфония» — притча о страшном суде в реалиях России 90-х, точное время и место событий выделяют картину из трилогии. Причиной апокалипсиса становится потоп, однако при этом в кадре почти нет воды, что подчеркивает первостепенность в этом контексте не экологических, а религиозных причин. Сюжет построен на приеме гротеска, в него вплетены события прошлого и реконструкции древнерусских битв. Апокалипсис в «Русской симфонии» — трагедия России на перепутье, поиск и осмыслений русской идеи. Образ подмены и маскарада в час Страшного суда воплощен через смену «лиц» главного героя. Изобразительные решения подчеркивают масштаб происходящего, цвета темные и приглушенные.
В этот период сформированы основные особенности режиссерского стиля К. С. Лопушанского: интерес к эсхатологическим темам, появление героя — отважного одиночки, выделение ключевого образа для фильма, особое внимание к цветовым решениям, их разнообразие.