50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Рената Литвинова. Эстетизм как личный проект

Анжелика Александровна Артюх
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-19
16:00 - 16:30

Ключевые слова, аннотация

Дива, модерн, постмодерн, женщина-режиссер, star persona, ностальгия, мистическое чувство, death

Тезисы

Доклад рассматривает режиссерское творчество Ренаты Литвиновой как своего рода современное художественное выражение ностальгии по модернистской фигуре Дивы, которая в эпоху начала XXI века трактуется как star persona. 20-летняя работа Литвиновой не только в российском кинематографе, но и в модном бизнесе, равно как и на телевидении, делает ее мультизадачной и медиальной фигурой, которая для эпохи глобального феминистского позиционирования женщин в современном кино является отличительной чертой. Однако, переосмысление Литвиновой эстетических принципов культуры модерна (таких как Красота, Смерть, Богиня, Сон, мистическое чувство) позволяют Литвиновой предлагать в кино свой монадический образ Дивы, в которой есть что-то травестийное, и даже «чаплиновское», что делает этот образ по-своему удивительным, уходящим, последним из существовавших.
Большое значение в докладе уделяется духовным культурным связям с предшественниками эпохи модерна – такими как представители русского Серебряного века, равно как и с творчеством Жана Кокто, которого можно назвать главным ориентиром для Литвиновой в кинорежиссуре. Так, в «Богине», представляющей собой, в том числе, и постмодернистскую вариацию на тему мифа об Орфее и Эвридике, Рената Литвинова виртуозно апроприировала многие любимые темы и символы фильмов Кокто (смерть, любовь, кино, сны, зеркала и, наконец, «no man’s land» между жизнью и смертью), проявив интеллектуализм в выборе культурного контекста, питающий ее собственный нарождающийся уникальный миф.
Литвинова – женщина-стиль, star persona. Появления Литвиновой смотрелись органично не только в рекламе разных брендов, включая Carrera y Carrera, L’Oreal Paris, Rado, Volvo, Abrau Durso, Zarina, но и в роли ведущей программ о моде, вроде «Стиль от Ренаты Литвиновой» или «Ночные показы с Ренатой Литвиновой», в экспертных советах музыкальных шоу. Однако, режиссура дала Литвиновой дополнительное эстетическое измерение. В эпоху, охарактеризованную Франсуа Лиотаром как «состоянием постмодерна», построенном на тотальной языковой игре и необходимости изобретения способов легитимации знания (в том числе о том, что такое сегодня Дива), авторская режиссура позволила лигитимировать знание о Диве как ключевой фигуре модерна, одновременно, в ироническом ключе и парадоксально сфальсифицировав это знание в эпоху постмодернисткой иронии и пастиша.
Создание собственных авторских фильмов позволило Литвиновой не только скорректировать свой публичный образ star persona, но предъявить полностью авторскую концепцию своего эстетического проекта, тем самым, выстроив собственную биографию, которую саму по себе можно считать большим нарративом, позволяющим задуматься о том, как происходила его лигитимизация в уходящую постмодернистскую эпоху, сменяемую метамодернизмом.