50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Психофизиологическое и лингвистическое тестирование студентов-носителей китайского языка, изучающих английский язык

Светлана Владимировна Вишаренко
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

406 ( онлайн МсТимз)
2022-03-18
15:40 - 15:55

Ключевые слова, аннотация

Психофизиологическое тестирование, лингвистическое тестирование, свойства внимания, экспирация, интонационный контур.

Тезисы

Светлана Владимировна Вишаренко, кандидат филологических наук, бакалавр искусств
Гордеева Ирина Александровнакандидат биологических наук
Актуальность предлагаемого исследования определяется возрастающим количеством студентов-носителей китайского языка, желающих изучать английский язык. Современные технические возможности позволяют изучать иностранный язык дистанционно, однако особенности этих технологий налагают особую ответственность на преподавателя, поскольку ряд современных устройств при длительном их использовании может оказывать негативное влияние на системы органов дыхания и слуха, вызывать преходящие, а в дальнейшем и стойкие нарушения. Так, например, отмечалось, что длительное использование различных аудиоустройств может вызывать функциональную тугоухость, обусловленную тем, что не прошедшие поверку устройства, приобретаемые студентами в торговой сети, могут издавать высокочастотный шум, травмирующий слуховой анализатор . Аналогичные недостатки могут быть выявлены у других устройств, используемых студентами. В качестве установочного теста авторами был проведен тест КоС, предложенный В.В. Синявским и Б.А. Федоришиным. Действительно, было выявлено, что культурные установки китайских студентов весьма сильно отличаются от таковых у русскоговорящих студентов. Однако преподавателю необходимо наладить взаимопонимание в коллективе и, более того, подготовить студентов к существованию в англоязычной среде. В тестировании участвовали добровольцы: 20 русскоговорящих и 20 китайскоговорящих студентов СПбГУ и НГПУ в возрасте от 19 до 28 лет. В целом русскоговорящие студенты демонстрируют более высокие результаты по шкале "коммуникативные склонности", китайскоговорящие же студенты демонстрируют более высокие результаты по шкале " организационные склонности". Новые технологии предъявляют большие требования к слуховому анализатору. Разумеется, можно воспользоваться лингафонными кабинетами, однако в жизни студенты неизбежно столкнутся с ситуацией, когда звук поступает по открытому каналу. В связи с этим можно говорить об известном в психоакустике эффекте - " эффекте коктейльной партии". Именно в связи с этим авторы тестировали такие свойства внимания,  как переключаемость и распределяемость. Было также отмечено, что китайскоговорящие студенты обладают несколько сокращенной экспирацией по сравнению с русскоговорящими и испытывают трудности в воспроизведении характерного для английского языка интонационного контура.