50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Аудиовизуальные эксперименты Стэна Брэкиджа

Дарья Валентиновна Барышникова
Докладчик
соискатель
RWTH Aachen

133 (онлайн, ZOOM)
2022-03-18
14:30 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

экспериментальное кино, Стэн Брэкидж, когнитивные исследования кино, аудиовизуальные переживания, репрезентация процессов сознания 

Тезисы

В докладе рассматриваются киноэксперименты Стэна Брэкиджа, в чьих фильмах формируется новая поэтика киноповествования, в которой фрагментарная образность становится основой переосмысления репрезентации субъективного видения режиссера. Утверждается, что в работах Брэкиджа одно из воплощений получила мечта о чистой форме документального кино — в стремлении запечатлеть психологический акт видения, результатом которого должна стать проекция воспринимающего сознания на экран. В своих экспериментах Брэкидж стремился к предельно «авторскому» повествованию в том смысле, что всё, что происходит на экране, является визуализацией ментальных и перцептивных процессов сознания создателя фильма. Он дополнил поиски новых художественных средств кинематографа попытками представить на экране различные внутренние переживания: сновидения, галлюцинации, образы, возникающие за закрытыми веками. В центре внимания доклада — новая форма кинематографического текста, сосредоточенного не на рассказываемой истории, а на способах её рассказа, использующих преимущественно «подвижное визуальное мышление» персонажа или повествователя. Рассматриваются способы репрезентации индивидуального опыта на экране (телесного, эмоционального, культурного) и ставится вопрос о том, какие когнитивные и перцептивные процессы представлены на экране и как формально это сделано. При этом формы анализируется не в качестве фиксированной структуры, но как органический, темпоральный процесс. Опираясь на теоретические подходы когнитивных исследований кино и литературы, анализируются средства киноязыка, используемые Брэкиджем для создания «подвижного визуального мышления», — модификации процесса киносъемки (дрожащая ручная камера, нарушение фокусировки, монтаж, использование различных фильтров, рисование и процарапывание пленки). Особое внимание уделяется звукам и способам их вписывания в кинотекст (анализируются: ритм и временное развертывание формы в их отношениях к физиологическим процессам восприятия: кинестетическая, нейромускульная реакция). Утверждается, что формальные эксперименты Стэна Брэкиджа вносят существенный вклад в критическое переосмысление выразительных средств киноязыка.