50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Герой-мечтатель в тетралогии А.Н. Сокурова: «Молох», «Телец», «Солнце» и «Фауст»

Надежда Вячеславовна Клименко
Докладчик
соискатель
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-19
12:00 - 12:30

Ключевые слова, аннотация

Сокуров; Ленин; Гитлер; Хирохито; Фауст; история; ХХ век; мечта

Тезисы

Фильмы А.Н. Сокурова «Молох» (1999), «Телец» (2000) и «Солнце» (2005), вышедшие в самом начале XXI века, объединялись историками кино в так называемую «трилогию власти». Сгруппировать их было легко, так как главными героями являются реальные исторические личности: Гитлер, Ленин и Хирохито, соответственно. Властители, которые стали для своих стран и всего мира символами тяжелых, необратимых перемен ХХ века. Однако в 2011 году выходит фильм «Фауст». Сам режиссер объявляет эту картину завершающей частью «тетралогии» размышлений о природе власти и человека. Возникает закономерный вопрос: что может быть общего у трех реальных руководителей государств ХХ века и вымышленного героя с многовековой литературной и театральной традицией? Данное исследование ставит перед собой задачу попытаться ответить на этот вопрос. Понять, каким образом фильм, снятый по мотивам трагедии И.В. Гете, дает новый толчок для прочтения исторических личностей и всего цикла в целом. Какими кинематографическими способами режиссер создает образы главных героев. Проанализировать взаимосвязи исторического контекста и судьбы каждого героя, есть ли сходство между главными героями тетралогии на сюжетном уровне, какая часть их биографий интересует режиссера больше всего. Выявить сходства или различия в создании жизненного пространства, в которое Сокуров помещает своих героев, с их внутренним миром. И самое главное, попытаться найти ту невидимую нить, объединяющую всех героев тетралогии, их идеалы, желания и мечты. Можно высказать смелое предположение, что игровые фильмы «Молох», «Телец», «Солнце» и «Фауст» объединены режиссером в один цикл, так как посвящены страшным мечтателям, воплотившим свои мечты в жизнь. Разрушая существующие кинематографические каноны, А.Сокуров переосмысливает и по-новому воплощает визуальные и семантические образы героев, а также таинственной нечеловеческой силы, стоящей за ними. На экране вместо могучих властителей, воплотивших свои идеи в жизнь и наслаждающихся триумфом, предстают глубоко несчастные, отталкивающие существа. Герои живут в пространствах своих больших домов, но им тесно, им нечем дышать. Они задыхаются в замкнутых пространствах своих иллюзий и грез, перерождающихся в кошмары. История доктора Фауста дает ключ к пониманию того разрушительного мятущегося духа, заключенного в человеке, а судьбы народов, вверенных трем властителям, выносят ему неутешительный вердикт.