50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

К вопросу о выделении в структуре значения эмотива компонента ‘уместность проявления эмоции вовне’ (на примере эмотивной лексики говоров Тюменской области)

Мария Александровна Ветошкина
Докладчик
аспирант
Тюменский государственный университет

онлайн МСТИМЗ
2022-03-22
16:00 - 16:30

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: говоры юга тюменской области, лексическая семантика, диалектология, эмотив

Тезисы

Лексика говоров Западной Сибири исследуется на протяжении более чем шестидесяти лет, однако системное описание эмотивной лексики не проводилось. В настоящее время мы предпринимаем попытку реконструировать и представить лексико-семантическое поле «Эмотивный лексикон» носителя говоров юга Тюменской области. В процессе анализа контекстов употребления лексических единиц мы пришли к выводу о необходимости вычленения в структуре эмотива семы ‘уместность проявления эмоции вовне’.

Человек как существо не только биологическое, но и социальное, стремится контролировать процесс проявления эмоций, руководствуясь нормами, существующими в обществе. Даже позитивные эмоции могут оцениваться негативно с точки зрения уместности и силы их проявления. На примере глагола базанить – громко кричать, петь, тревожа окружающих (Вон сусед базанит, како-то весельлё у их) (Н.-Тавд.) – можно проследить, как компонент значения ‘неуместность проявления эмоции вовне’ становится определяющим в структуре эмотива, нивелируя позитивную оценку, актуализируемую семой ‘положительные эмоции’ и меняя оценочность на отрицательную.

В случае, когда в языке способ проявления эмоций становится характеристикой личности, данный компонент значения также выходит на первый план и становится основным, что ярко проявляется в семантике лексемы «бахало» – невыдержанный человек: «Бахало и езь бахало, я сижу с суседкой разговариваю, а он: «Хватид болтать», мне-ка неудобно за ево стало» (Н.-Тавд.).

Наконец, неуместность проявления эмоций в народном сознании выражается не только в том, что они демонстрируются неподобающим способом, но и в том, что сами по себе переживания и чувства, если их не контролировать, приводят к нежелательным последствиям и мешают общему делу. Существует специальное обозначение для такого эмоционального человека – брындюха, брындастой от глагола брындить – отказываться от запланированного дела под влиянием эмоций, без причины (Мужыг брындюха оказался, утром рыбачить собиралса, а я ево только што видела – з бутылкой идёт; Не брынди, не бросай игру-ту) (Н.-Тавд.); Бросит упеть карты и не доиграт. Брындастой дак (Скл, Упор.)).


Таким образом, мы пришли к выводу, что при анализе семантики диалектного эмотива следует выделять сему ‘уместность проявления эмоции вовне’ и классифицировать лексические единицы с учётом данного компонента.