50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Особенности функционирования уникальных терминов, входящих в терминосистемы высшего образования Великобритании

Юлия Борисовна Цверкун
Докладчик
доцент
Московский государственный институт международных отношений

онлайн заседание
2022-03-15
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: термин, терминология высшего образования, термин с культурным компонентом значения, уникальный термин, вариантный термин.

Тезисы

Функционирование института образования является одним из важнейших факторов успешного развития общества на современном этапе. Высшее образование приобретает важнейшее значение в процессе подготовки высококвалифицированных кадров. Современное образование, в том числе и высшее, характеризуется двумя тенденциями: интеграцией и сохранением социокультурного и исторического своеобразия образовательных систем.
Англоязычная терминология области высшего образования представлена «совокупностью лексических единиц, которые не только соотнесены со специальными понятиями, но и в ряде случаев отражают локальное культурное своеобразие образовательной системы» [Цверкун, 2019]. Под терминами с культурным компонентом значения подразумеваются «единицы, в значение языкового субстрата которых входит информация об историко-территориальных ценностях, представлениях, особенностях и реалиях культуры определенного историко-территориального сообщества» [Иконникова, 2014: 11].
В используемых в данном исследовании лексикографических источниках (словари современного английского языка, этимологический словарь английского языка, англоязычные словари терминов образования) англоязычные термины высшего образования с культурным компонентом значения, как правило, маркированы в территориальном плане: British, mainly in Scotland, in England and Wales, at Oxford and Cambridge, Oxford, at some British universities и т.д. 
Терминологические единицы высшего образования Великобритании функционируют на четырех уровнях: 1) общеанглийская терминосистема образования; 2) терминосистема образования Великобритании; 3) терминосистема одной административно-территориальной единицы или нескольких административно-территориальных единиц; 4) терминосистема определенного университета. К единицам, использующимся на первом уровне, относятся общеанглийские и унифицированные термины. Такие явления, как территориальная вариантность и уникальность терминов, реализуются на втором, третьем и четвертом уровнях [Цверкун, 2019: 9-10].
В терминосистемах высшего образования Великобритании лексико-семантическая вариантность и уникальность терминов проявляется особенно ярко в силу особенностей становления системы образования в Англии и Шотландии. Сохранение и активное употребление уникальных терминов главным образом характеризуют старейшие британские университеты.
Список источников
1. Иконникова В. А. Возникновение и развитие культурного компонента в англоязычной юридической терминологии (на материале терминосистем Англии, Шотландии, США) / В. А. Иконникова. — М.: МПГУ, 2014. — 496 с.
2. Цверкун Ю. Б. Особенности англоязычных терминов системы образования (лингвокультурологический аспект): автореферат дис. … канд. филол.н. — М., 2019. — 22 с.