50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

«Мы теперь униженные и оскорбленные?» Концептуальные метафоры и COVID-19 в современном медиапространстве

Станислава Олеговна Сорокина
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

184 (онлайн, Zoom)
2022-03-15
16:45 - 17:15

Ключевые слова, аннотация

концептуальная метафора; COVID-19; теория концептуальной интеграции; восприятие текста; бленд


Тезисы

В современной лингвистике принято различать концептуальные (когнитивные) и лингвистические метафоры [1]. Когнитивные метафоры выражают некий определенный концепт с помощью другого концепта, т.е. состоят из двух концептуальных доменов: целевого и исходного, каждый из которых, в свою очередь, является упорядоченным представлением личного опыта. Лингвистические метафоры же обычно представляют собой некое языковое выражение концептуального домена, т.е. когда человек воспринимает лингвистическую метафору, в его сознании возникает определенный образ, который непосредственно влияет на ее эмоциональное и телесное восприятие. В то же время недавние нейролингвистические исследования установили, что при обработке концептуальных метафор благодаря системе зеркальных нейронов в человеческом организме существует некий физический ответ [2]. Исследование концептуальных метафор актуально, поскольку позволяет составить общую картину дискурса в той или иной исследуемой области, описать восприятие этого дискурса и его переработку сознанием индивидов и общества.
В данном исследовании анализируются концептуальные метафоры, связанные с восприятием проблем, связанных с эпидемией COVID-19, в декабре 2021 - январе 2022 года, таких как вакцинация, введение ограничений и т.д., в русскоязычном сегменте интернета. Особое внимание уделяется комментариям читателей к новостным ресурсам, обсуждениям частных ситуаций и дискуссиям за/против прививок. К каждому используемому источнику информации дано краткое описание местного медиадискурса Covid-2019, а именно: примерный возрастной ценз читателей/комментаторов, анонимность источника, широта географического охвата, позитивное/нейтральное/негативное отношение к вакцинации.
Концептуальные метафоры выделяются в соответствии с принципами MIP (Metaphor Identification Procedure) [1], их влияние анализируется с помощью концептуальной теории Фоконье и Тернера с построением блендов для наиболее частотных метафор [3]. 
К выводам данного исследования можно отнести: 1) общую негативную направленность концептуальных метафор независимо от позиции комментатора; 2) тесную взаимосвязь при восприятии текущей ситуации с национальными катастрофическими событиями в прошлом; 3) широкое использование отсылок к национальной культуре (как классической, так и медиа) для речевого воздействия на оппонента.

1. Kovecses, Z. Metaphor : A Practical Introduction. 2nd ed. Oxford : Oxford University Press, 2010. 
2. Cuccio V., Steen G. Attention to Metaphor : From Neurons to Representations, Metaphor in Language, Cognition & Communication. Amsterdam : John Benjamins Publishing Company, 2018. 
3. Fauconnier, G., Turner M. Conceptual integration networks // Cognitive Science. 1998. № 22(2). С.  133-187.