50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Жесты выражающие отношение противопоставления в англоязычном лекционном дискурсе

Медине Рустемовна Алиева
Докладчик
аспирант
Московский государственный лингвистический университет

онлайн заседание
2022-03-18
14:00 - 14:20

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: полимодальность; типы жестов; противопоставление; антонимия; оппозиция; ручность жеста.   

Тезисы

Противопоставление как феномен с древних времен является неотъемлемой частью когниции человека, находя отражение в мифологическом сознании (К. Юнг, Дж. Фрэзер, В. Я. Пропп). Далее рассматривается становление противопоставления как философской и логической категории. Воплощаясь в симметричном строении нашего тела, оно сопровождает развитие любого человека в его онтогенезе. Находит оно и свое воплощение в лингвистических теориях (оппозиции фонем, антонимия, антитеза). Жесты также передают отношение противопоставления и бинарность, так как связаны с явлением embodiment - познанием мира через аналогии с нашим физическим телом, в данном случае, наличие и противопоставленность двух рук у человека.  
В когнитивной лингвистике и полимодальных исследованиях жесты, речь и мышление изучаются как три различных, но неразрывно связанных процесса (Д. МакНил, А. Кендон). В связи с этим возникает необходимость изучения феномена противопоставления с помощью методов когнитивной лингвистики. Нами проводится анализ видеофайлов в программе для анализа коммуникативного кинетического поведения человека ELAN. 
Для анализа выбрано три видеофайла, находящихся в свободном доступе в Youtube. Все они представляют собой записи лекций профессоров американских университетов (Yale, Massachussetts Institute of Technology). Отбор видеоматериала производился по принципу хорошей видимости говорящего (полная видимость рук), руки у говорящих были свободны, более того, в ходе лекций они не сидели, а передвигались по аудитории, такой критерий позволяет устранить все помехи для движений и сделать жесты максимально выразительными. В ходе лекций на различные темы (экономика, политология и химия), преподаватели используют в речи противопоставления, сопровождаемые жестами. Противопоставление настолько универсальная категория, что встречается в нарративах на любую тему. Структура и характеристики данных жестов являются предметом анализа. Выражено ли противопоставление двумя парными жестами или воплощено в одном жесте; произведены ли жесты одной рукой или двумя (ручность жеста). В ходе исследования был выявлен 31 случай слово- и жестоупотребления с целью выразить отношение противопоставления. На основании наблюдения за параметрами жестов делается вывод, что парные жесты производятся говорящими чаще, однако парный двуручный жест не является столь же выразительным, как поочередные жесты произведённые разными руками.