50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Ризоморфная структура как основа драматургии фильма

Алексей Иванович Касмынин
Докладчик
соискатель
ВГИК

133 (онлайн, ZOOM)
2022-03-18
13:00 - 13:30

Ключевые слова, аннотация

Драматургия кино; сюжет; лабиринт; ризома; художественное пространство; художественное время

Тезисы

В докладе рассматривается связь внутреннего конфликта героя и структуры художественного пространства фильма.  Показано, что движение персонажа в лабиринте позволяет реализовать сюжет, основанный на внутреннем конфликте персонажа. Движение в лабиринте – это всегда история внутреннего поиска. Что именно ищет герой и найдет ли? Зависит от конкретного сюжета.
Разным путям движения героя к разрешению внутреннего конфликта соответствуют три известных типа лабиринта: первый - уникурсальный, античный лабиринт, который неизбежно приводит к центру, а оттуда — к выходу; второй - древовидный маньеристический лабиринт, в котором заканчиваются тупиком все ответвления, кроме одного, и есть пространство выбора, где поиск выхода ведется методом проб и ошибок; третий — бесконечная сеть-ризома, не имеющая ни центра, ни периферии, ни выхода. Ризома – корневище, переплетение линий, путей и смыслов, кажущееся на первый взгляд хаотичным, и, тем не менее, подразумевающее внеструктурный и нелинейный способ организации целостности. Ризома является радикальной альтернативой замкнутым и статичным линейным структурам, предполагающим жесткую осевую ориентацию. Получается, что бесконечный лабиринт-ризома не линеен, открыт, ориентирован на непредсказуемость через возможность развития его структуры в любом направлении.
В докладе исследует движение героя в ризоморфном лабиринте. Ризоморфная структура становится характерной для современной эпохи, где сетевые модели описания реальности становятся всё более актуальными. Такой лабиринт может не предполагать наличие выхода или центра. Почему герой вынужден блуждать в сети? Почему герой не может найти выход и почему движение не завершается? 
Ответы на эти вопросы появляются посредством пространственного анализа следующих фильмов: «Малхолланд Драйв» - «Mulholland Dr.» (2001), реж. Девид Линч, «Внутренняя империя» - «Inland Empire» (2006), реж. Девид Линч, «Путешествие по букве Н» «A walk through H: the Reincarnation of an Ornithologist» (1979), реж. Питер Гринуэй, «Сладкая жизнь» - «La dolce vita» (1960), реж. Федерико Феллини, «Амаркорд» - «Amarcord» (1973), реж. Федерико Феллини, «Великая красота» - «La grande belleza» (2013), реж. Паоло Соррентино, «Рука бога» - «È stata la mano di Dio» (2021), реж. Паоло Сорренитно.