50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Образ болезни и больного во французских и русских автобиографических комиксах

Ксения Валерьевна Яковлева
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

190 ZOOM
2022-03-22
15:30 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Комиксы, автовымысел, автобиография, Франция, Россия, сравнительное литературоведение


Тезисы

Осмысление болезни является популярной темой во французском комиксе, где присутствует элемент автовымысла  — один из самых первых и знаменитых французских автобиографических комиксов «Священная болезнь» Давида Б, изданный в конце 90-х (l’Ascension du Haut Mal, David B., 1996-2003),  рассказывает об эпилепсии брата автора.

Данный комикс является одним из основополагающих произведений, благодаря которым всего за пару десятков лет во французском комиксе сложилась богатая традиция автовымысла вообще и «комикса о болезни» в частности. Однако следует отметить, что многие авторы, включая самого Давида Б., в первую очередь интересуются возможностью описать с помощью комикса психологические и социальные последствия болезни, а не  физическое страдание.

Перевод «Священной болезни» и ряда других комиксов на русский язык в начале 2010-х годов повлек за собой вначале бум комикса c элементами автовымысла среди русскоязычных читателей, а затем и разрастающуюся на данный момент волну российского автобиографического комикса, в том числе и такого, где одной из центральных тем становится болезнь.

В рамках настоящего доклада, посвященному сопоставительному анализу французского и русского комикса, которому пока уделено мало внимания в научном сообществе, будут рассмотрены комиксы французского автора Элоди Дюран (La Parenthèse, Élodie Durand, 2010) и российской комиксистки Юлии Никитиной ( «Полуночная земля», 2019 и  «Дневник Штормов», 2019), объединённые темой болезни.

Несмотря на очень разный личный опыт авторов и окружающую их культурную среду, комиксы объединены не только темой, но и похожим подходом к ней.

Оба автора изображают болезнь в качестве существа, которое нападает на персонажей и взаимодействует с ними.

Кроме того, парадоксально, оба автора изображают врачей и лекарства в негативном свете, не как источник исцеления, а как противников, которые ограничивают и отделяют персонажей от других людей и мира. Таким образом, во всех произведениях автор-персонаж оказывается в изоляции и постоянном состоянии войны: с одной стороны нападает болезнь, с другой  —  врачи.

При рассмотрении как вербального, так и визуального аспекта данных комиксов напрашивается вывод о том, что авторы стараются донести до читателя что главный ужас любой болезни заключается в том, что этот опыт изолирует от окружающих.