50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Лексико-семантические особенности предвыборного партийного дискурса Германии (на примере немецких партий ХДС/ХСС и CвДП)

Ирина Евгеньевна Езан
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

онлайн (МСТимс)
2022-03-15
14:50 - 15:05

Ключевые слова, аннотация

политическая лингвистика; предвыборный дискурс; анализ дискурса; тип текста; стилистика; лексикология
В рамках доклада освещаются лингвистические и междисциплинарные подходы к изучению предвыборного политического дискурса Германии. Основу теоретической части составляет обзор основных направлений исследований отечественных и зарубежных лингвистов в области изучения языка политики. Материалом для анализа послужили тексты предвыборных программ политических партий Германии. В настоящем исследовании применяется методика лингводискурсивного анализа DIMEAN. 

Тезисы

В исследовании освещаются лингвистические и междисциплинарные подходы к изучению предвыборного политического дискурса Германии. Интерес к данной проблематике обусловлен состоявшимися в сентябре 2021 г. выборами в немецкий парламент. Депутаты бундестага избрали нового федерального канцлера и сформировали коалиционное правительство, в связи с чем прошедший год был назван в Германии годом «супервыборов» (Superwahljahr).
Основу теоретической части составляет обзор основных направлений исследований отечественных и зарубежных лингвистов в области изучения языка политики (Klein 2014, Kuck 2018, Niehr 2021, Езан 2020, Тичер 2017, Чернявская 2021). Предвыборный дискурс рассматривается в работе как важная составляющая современного общественно-политического дискурса Германии. Анализ проводится с учетом актуальных общественных и политических дебатов в современной Германии. Материалом исследования послужили полные и сокращенные тексты партийных программ блока консервативных партий ХДС/ХСС (CDU/CSU), определявших политику Германии на протяжении последних десятилетий и либеральной партии СвДП (FDP), а также данные немецкоязычного ресурса DWDS. Для анализа общего контекста предвыборной кампании особое значения приобретают понятия «театральности» и «медийного инсценирования» (Holly 2017). Предвыборная кампания блока CDU/CSU прошла с максимальным учетом возможностей использования интернета и ресурсов социальных сетей. СвДП сделала ставку на конфронтационную риторику, которая прослеживалась уже в предвыборной кампании 2017 г. Тексты партийных программ представлены как в традиционной форме, так и в новых форматах (напр.: sharepics), направленных на мультимодальную презентацию основных положений программ в интернете. В исследовании особое внимание уделяется лексическому аспекту анализируемого материала. Ключевые слова, лексика, специфическая для политической сферы коммуникации, метафоры – это не только важные маркеры политического дискурса, но и значимые элементы речевых стратегий в период предвыборной кампании:
Wir haben für diese Aufgabe die richtigen Werte und Prinzipien: Vernunft statt Ideologie, Innovationen statt Verbote, Soziale Marktwirtschaft statt sozialistischer Umverteilung, Chancen statt Ängste, Respekt statt Bevormundung für Familien, christliches Menschenbild  und gesellschaftliche Vielfalt statt vorgefertigter Lebensentwürfe für jeden Einzelnen (Regierungsprogramm, CDU/CSU, S. 5). 
В работе используются методы лингвистического описания, контекстного и корпусного анализа ключевых слов политического дискурса, изучается частотность, а также контекстная и ситуативная обусловленность их употребления в текстах предвыборного дискурса. Применяется многоуровневая модель лингводискурсивного анализа DIMEAN.