50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Лексико-грамматические маркеры точек зрения в дискурсивном тексте (на материале текстов пьес С. Носова)

Екатерина Сергеевна Зорина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

онлайн
2022-03-19
13:15 - 13:40

Ключевые слова, аннотация

художественный текст; дискурс; современная художественная проза; синтаксис; пунктуация; институциональный дискурс

Тезисы

Изучение текстов современной художественной прозы сегодня предполагает комплексный подход с привлечением междисциплинарных исследований и целого ряда наук: филологии, психологии, социологии, истории и т.д. При этом анализ текста не предполагает смены научной парадигмы, установившей в ХХ веке господство коммуникативного подхода и провозгласившей важность говорящей личности и внимание к автору по всех его ипостасях. Междисциплинарный подход реализуется привлечением понятия дискурс, которое определяется как «текст, взятый в событийном аспекте» [Арутюнова, с. 136]. «Событийность» здесь предполагает реализацию в ряде институциональных дискурсов, актуальных для описываемого текста: историческом, политическом, социальном, философском и т.д. Признавая главенствующую роль автора, такой подход открывает возможность рассмотреть и описать текст в поле другой науки.  Социокультурный и исторический дискурс играет особую роль в произведениях С. Носова: важные, значимые события и явления в жизни страны и общества конца 20 начала 21 века служат поводом для дискурсивизации текста. Лингвистический анализ маркеров институциональных дискурсов позволяет интерпретировать текст в аспекте замысла автора. Особый интерес здесь представляет диалоговая форма текстов пьес, так как такая структура, позволяет автору организовать 4D повествование, где вектор времени не является неподвижным.  Рюрик: Ты помнишь Ручевского? Вел семинар по Чехову …Я тут вспоминал… Забыл имя-отчество! Никак не вспомнить… Володя: Антон Павлович. Рюрик: Ручевского! Володя: Ручевский Виталий Никитич.  Рюрик: Как ты думаешь, к чему это? Володя: К смерти. Рюрик: Перестань. Не надо пугать.(с. 120) Нахождение героев в разных дискурсивных «пространствах» реализуется на всех уровнях: графическом и грамматическом (разрыв синтагматической цепочки в репликах); лексическом (неожиданный ответ на характерный для живой разговорной речи вопрос «К чему это?»); модальном (комический эффект недопонимания героев реализуется как трагедия поколений в рамках исторического дискурса). Исторический и социокультурный дискурс в пьесе «Берендей» представлен перспективой от Берендея до Рюрика (имена героев), и далее через события эпохи перестройки к постперестроичному периоду. Позиция автора оказывается явленой в представлении дискурсивного пространства многомерным. 

Носов С. Морковку нож не берет: [пьесы]. - М.: ИД «Городец-Флюид», 2020. – 432 с. 

  1. 1. Арутюнова Н. Д. Дискурс / Н.Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь; под. ред. В. И. Ярцевой. М.: Сов. Энциклопедия, 1990. С. 136