50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Документальная анимация как мечта о свободе: без границ в форме и содержании

Марина Сергеевна Логинова
Докладчик
соискатель
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-16
18:30 - 19:00

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: документальная анимация, анимадок, Дина Годер, БФМ, вид кинематографа
Доклад посвящён феномену документальной анимации в России.

Тезисы

Документальная анимация – явление, к которому приковано много внимание как практиков, так и теоретиков/искусствоведов, так как в русле общего увлечения «документальностью» в современном искусстве, в том числе в литературе, театре, кинематографе.
Доканимация своим существованием пытается разрушить все границы – во времени, в видах и жанрах кинематографа, в диалоге между автором и зрителем. Например, активное становление её пришлось на 90-е годы прошлого века, хотя получила должное внимание после успеха фильма "Вальс с Баширом", но при этом ведет свою историю от " Гибели Луизитании" 1918 года. При такой размытости временных границ Россия все равно присоединилась к волне анимадока относительно недавно, так первая программа российской доканимации на Большом фестивале мультфильмов в 2018 году. Пока нет институционального подхода к подготовке в этом направлении - короткие документально-анимационные интенсивы в высшем образовании, например, во ВГИКе, лаборатории документальной анимации под руководством Дины Годер, Александра Родионова и Евгении Жирковой на Международном кинофестивале дебютного и документального кино "Рудник" в Свияжске, при этом скептическое отношение многих мастеров-документалистов к этому направлению, за исключением Марины Разбежкиной. Возможно, в этом есть своеобразный плюс, так как кинематографисты свободны в своем движении.
Документальная анимация или анимационная документалистика? Соединение двух видов кинематографа, общим знаменателем которых является художественное осмысление действительности (как у любого вида искусств) и отсутствие актера. Где проходит граница достоверности? Доканимация стала новым способом репрезентации реальности, который всё ещё может в России взять табуированные или болезненные темы для общества: политические и социальные проблемы, насилие государственное и частное, вопросы гендерной идентичности и психологической нормы.  Документальная сторона даёт основу: это может быть непосредственно факт/история, интервью, место, даже просто звуки. Анимация даёт возможность передать мысль и дать прочувствовать эмоции без лишний наслоений смыслов и отвлечений в сторону деталями. Один и тот же фильм может участвовать в фестивале анимации и быть номинированным как документальный фильм (так произошло с фильмом «Мальбек», номинантом премии Сезар 2022 года как лучший короткометражный неигровой фильм).
У отечественной анимации есть своя борьба, которая берет свое начало в 60-х годах 20 века, - доказать, что она не должна быть ограничена детской аудиторией. Документальная анимация стала еще одной формой творческой свободы, которая дает зазвучать непосредственному голосу автора, выражающему чувства поколения, либо тем, кто хочет быть услышанным, но боится быть увиденным.