50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Аксиологическая характеристика ума и его отсутствия на материале восточнославянских пословиц

Дарья Витальевна Андрианова
Докладчик
научный сотрудник
Институт лингвистических исследований РАН

164 (онлайн, MSTeams)
2022-03-18
12:30 - 12:45

Ключевые слова, аннотация

 пословица; восточнославянские пословицы; аксиология пословиц; ум; глупость; славянская паремиология

Тезисы

Ум как одна из несомненных культурных доминант современного человека сохраняет при этом отчетливую аксиологическую неоднозначность: с одной стороны, ум представляется как обязательная «положительная» характеристика человека, противоположность глупости; вместе с тем ум в философском осмыслении часто предстает как выхолощенная рациональность, противоположность эмпатии и самой жизни. Глупость, в свою очередь, также аксиологически неоднозначна в современной культуре, поскольку помимо очевидного отрицательного заряда, заложенного в этом понятии, отчетливо ощущается иная ипостась этого феномена, связанная, например, с фольклорной или христианской характеристикой дурака как человека, отличного от большинства, живущего иначе, чем все.

Пословичный взгляд на многие аспекты действительности отличается значительным своеобразием, демонстрирует аксиологическую парадигму консервативного общества, жизнь которого коренным образом отличалась от привычной нам. В частности, для пословичной картины мира характерна ценностная установка на практичность, полезность для дела, определенная «приземленность». Так, в собрании пословиц из «Старинных сборников русских пословиц, поговорок, загадок и проч. ХVII–ХIХ столетий», собранных П. К. Симони, из 24 пословиц, посвященных уму и глупости, 3 прямо связывают ум или его отсутствие с умением преумножить и сохранить материальное благосостояние: За скудость разума палат лишаются. Сим., 105; Умом наживают, а безумием и старое теряют. Сим., 146; С дураком не убить бобра (рус). Сим., 107; СОРЯ XVI–XVII вв. 1, 199. < Убить бобра – получить выгоду, приобрести что-л. ценное. СОРЯ XVI–XVII вв. 1, 199. В восточнославянских пословицах параллель ума и «толка», получения выгоды также прослеживается на многих примерах: 3 дурнем каші не звариш: або пшоно не вкипить, або вогонь не горить (укр); З дурнем варыць – або не ўварыцца, або пераварыцца (бел); С дурнем каши (пива) не сваришь  (рус); 3 дурнем каші не звариш (укр); С дураком пива не сваришь (рус); 3 дурнем пива не звариш (укр); С дураком пива не сваришь; а и сваришь, так не разопьёшь  (рус) и др.

Вместе с этим пословицы отражают систему конвенциональных, не устаревающих общечеловеческих ценностей, а также максим, характеризующих человеческую природу вообще. Например, На всякого (На каждого) мудреца довольно простоты (рус); Во всяком мудреце довольно простоты (рус); Ва ўсякім мудрацы давольна прастаты (бел); На кожнага маладца даволі прастаты (бел); Кожного мудрого простота хватає, бо він мудрий розум має (укр); Умный не без глупости, а дурак не без разума (рус). Характерно, что подобные максимы, как видно, в частности, из приведенной выше пословицы, не всегда содержат выраженную оценочную характеристику, а лишь служат напоминанием о существующем порядке вещей.