50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Образ ребенка в псковских устойчивых сравнениях

Лина Бронислововна Воробьева
Докладчик
доцент
Псковский государственный университет

164 (онлайн, MSTeams)
2022-03-18
12:15 - 12:30

Ключевые слова, аннотация

Устойчивое сравнение; эталон сравнения; диминутивы; образ ребенка; псковские говоры.


Тезисы

Исследование посвящено анализу устойчивых сравнений псковских говоров, характеризующих ребенка: его внешность, поведение, особенности характера. Оценку образа ребенка в устойчивых выражениях отражают номинации, которые могут показывать разнообразное отношение: одобрительное, ласковое, ироничное, реже – неодобрительное: (здоровый, здоровенький) как гвоздок, (красивый, хороший) как куколка, нарядиться как куклёнок, ходить как куклёночек, (хороший) что куклёнушек, свернуться барашком, как ментусок, как барчук, как поросёнок и др. Очевидно, что нередко в роли эталона сравнения выступают диминутивы: они поддерживают эмоционально-экспрессивную окраску единиц. С другой стороны, в псковских говорах встречаются сравнения, в которых в качестве эталона сравнения используются существительные с общим значением «ребенок»: детёнок (принимать как родного детёнка), дети (прыгать как маленькие дети), дитька (носиться как с дитькой), дитя (заплакать как дитя), ребёнок (глумной как ребёнок, делать что как ребёнок, растить как ребёнка), дочка (как дочка родная), сын (жалеть как своего сына), девочка (худенькая как девочка, одеваться как девочка), девушка (что девушка хорошая). Признаки, на основании которых осуществляется сравнение кого-либо с ребенком, очень разные: наивность, неумелость, бестолковость, чрезмерное внимание, забота, бережное и ласковое обращение. При этом чаще всего данными единицами характеризуются взрослые люди, что отражается либо в толковании, либо в контекстах. Подобное явление, когда, с одной стороны, с помощью сравнений характеризуется сам ребенок (т.е. он является объектом сравнения), а с другой, ребенок является эталоном сравнения для характеристики взрослого человека, отмечается и в компаративных единицах литературного языка, однако система образов там шире. Системный анализ таких устойчивых сравнений дает целостное представление о наиболее типичных характеристиках детей и о тех коннотациях, которые связаны с образом ребенка в сознании человека.