50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Визуальная философия Гёте и Варбурга: образная память символа

Мария Павловна Кнерцер
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет

190, MsTeams
2022-03-18
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: И.В. Гёте; Аби Варбург; Избирательное сродство; символ; образ; полярность; жест; визуальность




Тезисы

Представителей двух разных культурно-исторических эпох – И.В. Гёте (1749-1832) и Аби Варбурга (1866-1929) - поразительным образом связывает визуальное восприятие мировой культуры. Очевидны и другие значимые параллели между ними, например, страсть к коллекционированию, бесконечная любовь к Италии и двойственное отношение к религии. Всплеск интереса, наблюдаемый в последние годы, к переосмыслению методов иконологического анализа выдающегося историка искусства Варбурга, открывает новые перспективы исследования творческого наследия гения немецкой литературы Гёте. Не предпринимавшийся до сих пор сравнительный анализ концепций двух философов относительно теоретического осмысления феномена визуальности в истории искусства, позволяет подробно рассмотреть символическую многогранность визуального образа.
Проблемы визуальной семиотики отражены в ряде научных работ, среди которых следует выделить исследования М. Ямпольского, посвященные генезису мировой визуальной культуры. Методы иконологического анализа произведений искусства комплексно рассмотрены в книге М.Ю Торопыгиной, а также в отдельных статьях И.А. Доронченкова и Л.Ю. Лиманской. Гётевская концепция символа представлена в книге И. Лагутиной «Символическая реальность Гёте. Поэтика художественной прозы», а важность феномена визуальности в произведениях Гёте отмечали многие зарубежные исследователи творчества писателя, например, Томас Леманн (Thomas Lehmann), Бернхард Бушендорф (Bernhard Buschendorf) и Хайке Брандштедтер (Heike Brandtstädter).
Рассматривая историю визуальности в искусстве и в литературе, сопоставляя философско-эстетические идеи и понятия на материале теоретических штудий Варбурга и Гёте, невозможно не упомянуть роман «Избирательное сродство» („Die Wahlverwandtschaften“) (1809), в котором мастерски зашифрованные автором «образы-символы» отражаясь в «Живых картинах» (Tableaux vivants), в позах и жестах главных персонажей, циркулируют в постоянном «диалоге культур». Прафеноменальная сущность Оттилии раскрывается через античную кинесику, в которой формула пафоса (Pathosformel) предстает как  визуальный «метаязык» искусства, порождающий множественность смыслов и значений. Применяя терминологический инструментарий иконологии Варбурга, появляется возможность интерпретировать визуально-репрезентативный текст Гёте и его образно-символическое содержание в контексте культурно-исторической памяти.