50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Образ пророка Моисея в русском летописании

Мария Сергеевна Петровская
Докладчик
аспирант
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

б/н 16 (кафедра Библеистики, MS Teams)
2022-03-17
16:10 - 16:30

Ключевые слова, аннотация

Библеистика; русское летописание; Моисей; топос

Тезисы

Доклад посвящен проблеме восприятия образа пророка Моисея в русских летописях и является частью исследования, посвященного изучению влияния различных типов библейской образности на русское летописание. Так как использование библейских образов в древнерусском летописании всегда носило избирательный характер, то анализ каждого библейского образа очень важен для расширения наших знаний о книжной культуре Древней Руси.
В русских летописях образ пророка Моисея создается под влиянием распространенного в древнерусской книжности представления о Руси как о преемнице ветхозаветного Израиля, а о русских – как о новом богоизбранном народе. Это уподобление позволило уже в раннем русском летописании сопоставлять прошлое и настоящее Руси с исполнением обетований, данных Моисею Богом. Одна из первых параллелей такого типа встречается уже в летописном рассказе об избавлении полян от хазарской дани, размещенном в «Повести временных лет» под 852 г., которое соотносится с избавлением евреев от египетского рабства. Пример такого же рода можно видеть и в летописной статье 1100 г, в которой явление ангелов, помогающих русским против половцев, истолковывается как выполнение обещания данного Богом Моисею на пути в землю обетованную. 
Особую важность для поэтики русского летописания образ пророка Моисея обретает в эпоху монголо-татарского нашествия. В этот период летописцы чаще всего обращались к сюжету исхода евреев из египетского рабства, а также победы Моисея над Амаликом, с которой сравнивались военные победы Александра Невского и Дмитрия Донского, Ивана III. Воздетые к небу во время сражения с амаликитянами руки Моисея (оранта Моисея) в средневековой гимнографии воплощали прообраз креста. Таким образом, повторение этого жеста во время сражений в описании русских летописей символизировало их особое духовное значение. С другой стороны, именно действиями пророка Моисея по отношению к отступникам завета древнерусские летописцы обосновывали справедливость похода Ивана III на Новгород в 1471 г. Таким образом, освободительный характер борьбы пророка Моисея, сила его характера, смирение перед божественной волей стали основой для создания образа князя-воина, князя-защитника. В свою очередь заимствование мотивов избранничества, чудотворения и посредничества между Богом и людьми вело к переосмыслению природы княжеской власти, созданию вокруг нее особого сакрального ореола.