50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Ложные пути поиска истины в современном европейском кино

Мария Андреевна Батова
Докладчик
преподаватель
Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина

133 (онлайн, ZOOM)
2022-03-18
17:00 - 17:30

Ключевые слова, аннотация

утопия, кино, иллюзия, секта, аксиология, мизантропия

Тезисы

В докладе рассматриваются псевдорелигиозные мотивы в контексте трансформации общечеловеческих ценностей на примере современных фильмов европейского производства. Персонажи исследуемых кинокартин становятся адептами различных частных религиозных организаций, сект, с целью приобщения к тайному знанию и поиска истины, которая оказывается иллюзорной утопией, дающей ложную надежду и одновременно трансформирующей реальность в антиутопию. 
Псевдорелигиозные  культы – секты – аксиологический маркер, подчёркивающий разложение традиционных ценностей персонажей современного европейского кино. Следует охарактеризовать дуальную природу исследуемого явления: с одной стороны, новые религиозные культы, скрывающиеся под маской возвышенных и давно забытых идеалов, отображают духовную инфляцию, вызванную дефицитом христианского догматизма в современной западной культуре; с другой – это попытка поиска путей к осознанию «нового» человека, личность которого сформирована в эпоху неолиберализма и массовой глобализации, уничтожающей ментальную принадлежность к конкретному этносу. Для углублённого изучения исследуемых мотивов обратимся к анализу таких фильмов в современном европейском кинематографе как «София – Антиполис» Виржиля Вернье и одноимённой экранизации романа Мишеля Уэльбека «Возможность острова».
Принцип формирования псевдорелигиозной общины в фильмах сохраняет свои устоявшиеся особенности объединения участников вокруг фигуры лидера-гуру, образ которого представляет собой скорее идейного вдохновителя, нежели формального руководителя, в то время как основные идеи, транслируемые адептам, утопичны и вторичны по отношению к общеизвестным религиозным постулатам церкви. Одним из наиболее важных аспектов, идущим вразрез с духовной составляющей псевдорелигиозной общины, является её коммерческая направленность, которая монетизирует идеологию, а утопические идеалы обращает в антиутопические. Подобная парадоксальность создаёт ироничный эффект, который намеренно акцентируется авторами и подтверждает общественную тенденцию к потребительскому капиталистическому мышлению.
Персонажи фильмов становятся участниками сектант по причине личной сепарации от общества и глубокой мизантропии, которая не позволяет им полноценно выстраивать связи с окружающими людьми. Пустота души стремится заполниться новым догматизмом, иллюзией причастности к тайному знанию, которое по природе своей является лишь манипулятивной коммерческой стратегией основателей подобных организаций. Разобщённость «означающего» и «означаемого» ещё больше усиливает иллюзорность восприятия будущего, порождая внутренний хаос и апокалиптическую интонацию в кинопроизведениях.