50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Искусственный интеллект в киномифе и не только

Анна Владимировна Конева
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна

133 (онлайн, ZOOM)
2022-03-18
12:30 - 13:00

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: кино, социальное воображаемое, искусственный интеллект, научная фантастика, фантастика

Тезисы

В докладе будет рассмотрена одна из самых, пожалуй, распространенных идей, будоражащих умы человечества – идея или мечта об искусственном интеллекте. Эта мечта - одна из самых плодотворных для культуры. Стремление не просто усовершенствовать тело, но создать разум, равный человеческому, одновременно и манит, и пугает. Зачем человеку создавать искусственный разум? Какие мечты вкладывают в это понятие люди? А в каких направлениях идут исследования в реальной науке? Эти вопросы будут поставлены в докладе.
Фильмов, раскрывающих идею искусственного интеллекта, за всю историю кинематографа было поставлено немало. Помимо идеи «матрицы», которая становится больше человека и войны за «человеческое, слишком человеческое», в кино есть множество других прочтений идеи искусственного разума. Тема развивалась со временем и под влиянием реально апробированных наукой открытий и технических решений. Часть фильмов, например, «Матрица» братьев/сестер Вачовски, «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, «Терминатор» Джеймса Кэмерона, стали не просто культовыми, но поворотными для кинематографа. Другие, такие как «Трон» Стивена Лисбергера, «Я, робот» Алекса Пройаса, «Апгрейд» Ли Уоннела, не оказали заметного влияния на кино.
В чем суть «поворотного взгляда» на эту тему и только ли в компьютерной графике дело? Чего боится человек, когда им овладевает идея восстания машин? В кого он влюбляется, когда его очаровывает искусственный разум?
Искусственный интеллект одновременно притягивает и пугает человека – как устроен этот баланс желания и страха?
Кино создает воображаемый мир, в котором практически любая фантазия может быть воплощена. Но фантазии авторов кинотекста – это всегда один из дискурсов социального воображаемого. Поэтому весь корпус кинотекстов о силе, красоте или опасности искусственного интеллекта мы можем выстроить, опираясь на типологию воображаемого.
Мы рассмотрим, как структурировано социальное воображаемое искусственной разумности и разумности вообще, исследуем, какое влияние оказывают фильмы на эту тему на публику, и проанализируем, есть ли взаимосвязь между исследованиями в области искусственного интеллекта и теми образами, которые создают кинематографисты. В докладе мы будем основываться на истории кинематографа и постараемся увидеть, как развивались представления об искусственном разуме и какими переживаниями в социокультурной реальности сопровождались.