50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Образы родства в русских загадках и "наивная" культурно-языковая картина мира

Мария Львовна Ковшова
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт языкознания РАН

164 (онлайн, MSTeams)
2022-03-18
12:00 - 12:15

Ключевые слова, аннотация

Загадки; наивно-языковая картина мира; образы родства; концептуализация; семантика

Тезисы

Понятие “наивной” культурно-языковой картины мира, которое разрабатывается в аспекте изучения особенностей народного миропонимания, запечатленного в знаках языка, может быть исследовано с помощью такого пласта паремиологии, как загадки. На материале русских традиционных загадок, в составе которых  употребляются термины родства ("отец", "мать", "дети", "сын", "дочь", "брат", "сестра",  "дед", "бабушка", "внуки", "кум", "кума", "крёстный", "жена", "муж", "зять", "невестка", "тёща", "тесть", "свёкор", "свекровь", "шурин", "золовка" и др.),  представляется возможным реконструировать этническую логику, характерную для традиционной культуры и ее основного фрагмента - родственных отношений. Проводимый в комплексе языковой, когнитивный и лингвокультурологический анализ реконструирует культурно окрашенные когнитивные основания образной семантики загадок, в которой отражаются практически все аспекты родственных отношений, сформированных в русской народной культуре. Анализ концептуализации в загадках учитывает два направления. Первое направление: «цель – источник»; типологизация метафорических моделей в этом направлении во многом определяется тем, какие идеи культуры находят свое выражение в тех или иных образах, какие смыслы культуры лежат в основе концептуализации категории родства. Ср., например, загадки: "Две матери, две дочери да бабушка с внучкой, а их всего трое (мать, дочь и внучка)"; "Шуринов племянник как зятю родня?" Второе направление: «источник – цель», и в его рамках выявляется то, как имена концепта «родственные отношения», будучи словами-компонентами в загадках, сами служат источниками метафоризации различных понятийных сфер. Образы родства отвечают антропоморфному символизму загадок; в них акцентируются многие смыслы родственных отношений в русской народной культуре, принятые за образцы для описания окружающего мира. Ср., например, загадки:  "Мать толста,/ Дочь красна, / Сын кудреват, / По поднебесью летат (печь, огонь и дым)"; "Батюшка - шатёр, Матушка - ладья, Сынки - хватки, Детушки - подлизушки (овин, ток, цепы, метла)". В то же время на первый план выходят онтологически обусловленные отношения и связи между предметами и явлениями. Есть примеры того, как роль образов родства в описании тех или иных объектов уступает другим приемам кодирования или служит подсказкой, например, в силу фонетического сходства с именем загаданного денотата; ср.: "Стоит сноха, ноги развела: мир кормит, сама не ест (соха)". Данное исследование сосредоточивается на втором направлении: "источник - цель". Предложенный подход позволяет реконструировать  ментальную модель мира (фрагмент «родственные отношения») с культурными элементами этой модели, которые внедряются в образную семантику загадок и, тем самым, отражаются в “наивной” культурно-языковой картине мира.