50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Освоение космоса как утверждение “глобальной деревни”: роль телевидения в кинофильме Павла Клушанцева “Дорога к звёздам” (1957)

Александр Якобидзе-Гитман
Докладчик
научный сотрудник
Witten/Herdecke University (Германия)

133 (онлайн, ZOOM)
2022-03-17
15:00 - 15:30

Ключевые слова, аннотация

Павел Клушанцев, "Дорога к звёздам", медиатеория, "глобальная деревня", кинематограф оттепели





Тезисы

В докладе анализируется кинофильм "Дорога к звёздам" Павла Клушанцева (1957) и на его примере показывается, какую роль играло телевидение в массовых фантазиях о покорении космоса. На основе сопоставления с более ранним фильмом "Космический рейс" Василия Журавлёва (1935) показывается, каким образом в представлении образов будущего на экране линейное повествование оказалось вытеснено открытой, разомкнутой структурой, характерной скорее для телепрограмм, чем для кино. 
Фильм Павла Клушанцева “Дорога к звёздам” упоминается в исследовательской литературе как пример смелого смешения жанров научно-популярного кино и научной фантастики, а также в связи с высокими техническими достижениями (для своего времени). В кинофильме несколько раз возникает телевизор, функция которого (на поверхностный взгляд) состоит в демонстрации технического прогресса, с одной стороны, и контрасте маленького чёрно-белого экрана с большим цветным.
В докладе выявляются другие, прежде неисследованные аспекты присутствия телевидения в “Дороге к звёздам”: сама повествовательная структура кинофильма несёт на себе следы влияния телевизионных программ. Это особенно заметно при сравнении с более ранним полнометражным советским научно-фантастическим кинофильмом – “Космическим рейсом” Василия Журавлёва (1935), где господствует линейное повествование. Другое важное отличие в том, что если 1930-е годы кинематографисты помещают космодром в центре столицы, то в фильме Клушанцева все события на Земле разворачиваются на лоне природы или в сельской местности, а визуальные образы наполнены ботанической и сельскохозяйственной метафорикой.
Согласно тезесу доклада, «Дорога к звёздам» за несколько лет до Маршалла Маклюэна показывает, как совпавшие по времени распространение телевидения и запуск искуственного спутника создают эффект имплозии - взрывного сжатия пространства и времени, резкого ослабления их линейного восприятия. Все показываемые в телевизоре явления начинают казаться одинаково близкими и непосредственно взаимосвязанными. Жители разных континентов начинают рассуждать и поступать таким образом, как если бы они жили бы в единой «глобальной деревне».