50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Герой в пространстве смерти: проблема выбора в условиях предопределенности

Наталья Евгеньевна Мариевская
Докладчик
профессор
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

133 (онлайн, ZOOM)
2022-03-18
16:00 - 16:30

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова, художественное пространство, нелинейное время, динамический хаос,  выбор героя, предопределенность, «пространство смерти»



Тезисы

В сущности, человек обречен знать о неизбежном финале всех своих начинаний, трудов и волнений. Наделенный способностью делать выбор, он, тем не менее, не властен над смертью. Заключенный в этом трагизм человеческого существования хорошо исследован искусством Вероятно конфликт между свободой роком является самым древни и глубоким конфликтом в драматургии. Современный кинематограф видит выбор в условиях предопределённости по-новому. Прежде всего, это новизна проявляется в структуре художественного пространства. В докладе рассмотрено столкновение между выбором героя и предопределенностью примере фильмов «Легенда о Зеленом рыцаре» (2021) режиссера Дэвида Лоури, «Думаю, как все закончить» режиссера Чарли Кауфмана (2020), «Память» режиссера (2021) режиссера Апичаипонга Вираситакула. Во всех этих фильмах необходимость сделать выбор является для героя огромным испытанием, требует от него духовного усилия на грани его возможностей. В картине Кауфмана персонаж изначально сознает сиво неспособность сделать выбор как духовный изъян, как гибель души. Герой «Легенды о Зеленом рыцаре» герой по сути приговорен к мытарству в ожидании неизбежного. Его выбор заключается как раз в принятии необходимости собственной гибели. Героиня «Памяти» живет тягостном поле уже случившегося, того, что она не в силах поправить. Понятно, что во всех этих случаях реализуется вполне определенная временная модель. Здесь нет места будущему, а значит, нет места ни мечте, ни надежде. Но эта временная форма сложная. Предопределенность выбора, реализуется через активнее драматические ситуации, то есть через реализацию моделей динамического хаоса, чрез ситуацию нелинейности, а также через повторяемость заданных моментов. Пространство в котором нет места случайности можно назвать «пространством смерти». Смерть здесь осознается как желанная необходимость. Это пространство характеризуется рядом особенностей. Прежде всего, в нем отсутствует линейная причинить физического мира. Напротив, драматургия фильма строится в соответствии с причинностью абсурда. Повторы и зеркальные отражения становятся значимыми в «пространнее смерти». Значимой становится метафора зеркала. В пространстве смерти снимается оппозиции живого и мертвого, временного и вечного. Пространство смотри обладает собой оптикой. Видимое становится обманчивым. Ухо способно уловить то, что недоступно зрению. Невидимое становится осязаемым.
В докладе выделяется структурообразующий принцип построения "пространства смерти", исследуется присущая этому пространству темпоральность.