50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Патафизические учителя Жоржа Перека: инвентарь «патаписьма»

Владислав Владимирович Кириченко
Докладчик
преподаватель
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

190 ZOOM
2022-03-21
15:30 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Жорж Перек, Альфред Жарри, Рэймон Руссель, патафизика, стиль, патафизическое письмо, поэтика, интертекст

Тезисы

В своих произведениях Жорж Перек часто прибегал к языковой игре, создавал несуществующие и порой невозможные предметы, передавал невыразимые состояния на грани серьезного и иронического, устраивал осознанные ограничения для самостоятельного высказывания. Эти элементы, как и некоторые другие, являются частью поэтического инвентаря патафизиков, их «патаписьма», т. е. некоторых общих закономерностей работы с художественным текстом среди подобных литераторов.

В общих чертах под патафизикой вообще понимается духовно-мировоззренческое наследие Альфреда Жарри, проявившееся, например, в сочинении «Деяния и суждения доктора Фаустролля, патафизика» (1898). Из этого текста можно понять, что патафизика является наукой о воображаемых решениях, она соотносится с метафизикой так, как метафизика с физикой, она претендует на исследование частностей и законов, их управляющими, она связана со вселенной, которая дополняет нашу собственную. 

В творчестве Перека читатель встречается с обширным поэтическим набором, имеющим литературно-патафизическое происхождение. В его текстах возникают антиномии (или «плюс-минус» прием), аномалии (невозможные изобретения), сигизия («контингентная случайность»), клинамен, абсолюты, особый патафизический юмор, время и пространство, а также патафора. Помимо типологических сходств в общих приемах и настроении многие тексты Перека буквально отсылают к творчеству Русселя и Жарри, при этом Перек устраивает не только референции к своим учителям, но и использует и переосмысляет некоторые их повествовательные стратегии, обогащая свой творческий метод.

В итоге особенно важным оказывается то, как писатель наследует уже сложившиеся литературные приемы, как они развиваются и модифицируются в его творчестве. Поэтика автора не только обогащается определенностью стилевого отношения, но и приобретает дополнительные черты, которые имеют отношение к проблематике факта и вымысла, поскольку для Перека интересно подобрать новый подход к волнующим его явлениям: с одной стороны, это попытка разобраться в себе, осмыслить свое прошлое и проговорить травматическое пережитое, с другой – попытаться создать художественное произведение, которое могло бы отражать не только лично-авторское восприятие проблем современности. Именно поэтому, когда Перек обращается к форме автовымысла явно, как в «W, или Воспоминании детства», или скрытно, как в «Исчезновении», в его произведениях начинает актуализироваться «поэтика патафизики». Эта совокупность поэтологических черт, которая может служить разным прагматическим решениям, не является ни прямой причиной, ни основным результатом интереса Перека к патафизике, однако тот свежий взгляд на факт и вымысел, что мы встречаем у автора, связан в том числе и с его обращением к литературному опыту писателей-патафизиков.