50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Интеграция обучения просодии спонтанной речи в курс английского языка

Наталья Геннадьевна Лаврентьева
Докладчик
доцент
Ивановский государственный университет
Евгения Валерьевна Орлова
Докладчик
доцент
Ивановский государственный энергетический университет им. В. И. Ленина

402(онлайн МсТимз)
2022-03-17
17:30 - 17:50

Ключевые слова, аннотация

Просодия; спонтанная речь; просодическая интерференция; учебный дискурс; формирование фонетических навыков; методика преподавания английского языка

Тезисы

Традиционно обучение иноязычной спонтанной речи связывают с развитием лексических и грамматических навыков оформления высказывания, а также с овладением логикой построения мысли. Новым решением в обучении спонтанной речи является интеграция просодии в курс английского языка, что приведёт к минимизации «ненативности» устной речи студентов. Методика формирования навыка устной речи с учетом ее просодических характеристик на сегодняшний день является недостаточно разработанной и определяет новизну исследования. Основная цель работы- скорректировать методику обучения навыкам устной речи на английском языке, разработав методические рекомендации для преподавателя, основываясь на результатах экспериментально-фонетического исследования. В ходе исследования использовался комплексный подход, при котором   лингвистические методы, традиционные для экспериментально-фонетического исследования, сочетались с системным и субъектно-деятельностным подходами, которые легли в основу разработанных методических рекомендаций. Материалом экспериментально-фонетического послужили 97 монологов обучающихся общей продолжительностью 190 минут. Исследование показало, что потенциально ошибочными областями просодического оформления псевдо-спонтанной речи являются: сегментация, неверное выделение коммуникативного центра высказывания (акцентуализация), организация речевого потока (ритмика), интонационная разорванность, нарушение мелодического контура высказывания, вкрапления русской речи. Неадекватность, или «ненативность», то есть неестественность просодического оформления устной речи русскоязычными студентами, проявлялась в ошибочном смысловом членении речевого потока, его небрежной сегментации, слишком дробном и немотивированном членении фраз. Предлагаемая методика работы над фонетической стороной речи в учебном монологе включает в себя следующие этапы: восприятие речи на слух, повторение речевой модели, неподготовленное чтение и непосредственно производство речи. На каждом из этапов предлагается использовать определённые виды упражнений, к которым относятся такие упражнения как scooping phrases, целью которого является  выстраивание сочинительных и/или подчинительных связей между словами и объединение их тем самым в смысловые блоки; speak target vocabulary, суть которого заключается в составлении монолога по заданной модели, используя, например, опоры в виде списка слов/групп слов и другие.