50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Конфликт точек зрения в сценарном повествовании: «Обломок империи» Е.Н. Виноградской и Ф. Эрмлера

Сергей Александрович Огудов
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Госфильмофонд

25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-16
15:30 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Киносценарий, нарратив, точка зрения, советское кино  

Тезисы

Наш доклад посвящён  рассмотрению эпизодов возвращения памяти в киносценарии и фильме «Обломок империи» (1929 г.). Подход к анализу видений главного героя основан на нарратологическом изучении точки зрения. Основываясь на концепциях М. Флудерник и М. Яна, исследовавших фокализацию исходя из принципов морфологической поэтики, мы проследим градации точки зрения и её переход от нарратора к персонажу на примере различных версий сценария «Обломок империи», написанных Е.Н. Виноградской и Ф. Эрмлером. Изменение точки зрения соответствует превращению литературного сценария в режиссёрский и задано как конфликт: в сценах возвращения памяти происходит переход персонажа от наивного «фольклорного» видения мира к безумию, позже нашедшему отражение в фильме.
Последовательный анализ эпизодов возвращения памяти в киносценарии и фильме «Обломок империи» свидетельствует о следующем:
1. Точка зрения в сценарном повествовании приобретает основополагающее значение, потому что режиссёр, которому адресован текст, не только должен вообразить будущий фильм, но и осуществить его постановку. Изучая различные версии сценария, можно проследить развитие замысла фильма.
2. По мере превращения литературного сценария «Обломок империи» в сценарий режиссёрский происходит переход от наррации взгляда камеры (Ф.К. Штанцель), свойственной литературному сценарию, к точке зрения персонажа – последнюю можно охарактеризовать в основном как «охватывающую» (М. Ян).
3. Сценарий довольно сильно изменяется, и в первую очередь эти изменения затрагивают эпизод возвращения памяти. Первоначально небольшой эпизод разрастается у Эрмлера до масштабов целой части, становясь доминантой всего сценария.
4. Эрмлер вводит интеллектуальный и ассоциативный монтаж, показывая таким способом травмированное войной сознание персонажа. Происходит «интериоризация» интеллектуального монтажа, мотивировкой для которого становится больная психика героя. При переписывании режиссёром литературного сценария наивное «фольклорное» видение мира, первоначально свойственное персонажу, переходит в безумие, которое посредством множественной точки зрения и переносится на экран.