50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Цукерберг, мы все уронили: осмысление роли социальных медиа в мемах как поликодовых текстах

Екатерина Владимировна Трощенкова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

онлайн заседание
2022-03-16
15:40 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Интернет мемы; поликодовые тексты; новые медиа; технологически-опосредованная коммуникация; ирония; аллюзии

Тезисы

Учитывая то, насколько плотно социальные сети вошли в жизнь, и какое место они заняли в человеческом общении, неудивительно, что как явление они привлекают внимание и специалистов разных областей, и широкой публики. Относительная новизна и недостаточная освоенность технологически-опосредованной коммуникации создают плодородную почву как для надежд, так и для опасений разного рода. В этом отношении с позиций когнитивного подхода интересно изучить то, как осмысляются трансформация медиа пространства и новые средства коммуникации «изнутри», посредством тех инструментов, которые концентрируют в самих себе существенные черты новых медиа. 
Интернет мемы, получившие огромную популярность в последние годы, по сути, и есть яркое воплощение новых медиа с их принципиальной мультимодальностью, принципами коллаборативности в порождении контента и вирусного распространения информации за счет активации большого числа горизонтальных связей между рядовыми пользователями в Интернет-пространстве. Поэтому ситуация, когда поликодовые тексты такого типа служат осмыслению роли цифровых медиа и тех общественных и культурных трансформаций, которые влечет за собой их появление, – это ситуация метакогнитивная: продукт новых медиа становится инструментом описания и зачастую критики этих медиа.
В докладе анализируются англоязычные мемы, возникшие в связи с двумя значимыми событиями, касающимися соцсетей и произошедшими осенью 2021 года: сбоем в работе соцсети Facebook и дочерних приложений и переименованием корпорации Facebook в Meta. Материал рассматривается с точки зрения содержательного взаимодействия отдельных текстов, создаваемых разными авторами. Мемы как поликодовые тексты анализируются как в части вербальной, так и иконической составляющей с позиций коммуникативной координации пользователей, реализуемой посредством таких сообщений. 
Изучается то, как при помощи аллюзивных отсылок к другим мемам и иным продуктам англоязычной культуры создается единое пространство осмысления роли социальных медиа и IT-компаний в жизни общества и отдельного человека, как возникают координационные паттерны, позволяющие заново иронически осваивать уже сложившиеся стереотипные представления и справляться с негативными эмоциональными реакциями тревожности и фрустрации.