50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

К вопросу взаимодействия изображения и текста в Раннем новом времени: форма и функции подписей к гравюрам Йоста Аммана

Дарья Евгеньевна Нифонтова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

онлайн 204
2022-03-17
17:40 - 18:00

Ключевые слова, аннотация

Йост Амман, гравюра, Раннее новое время Ганс Сакс, подпись к иллюстрации

Тезисы

Согласно Р. Барту, прочтение изображения варьируется в зависимости от объема знаний, национальной принадлежности, культурного и эстетического уровня реципиента, а «словесный текст позволяет более или менее полно ответить на вопрос «что это такое?». Анализируемый материал, «Описание всех сословий и ремесел на земле» («Eygentliche Beschreibung Aller Stände auff Erden»), представляет собой сборник гравюр знаменитого швейцарского художника 16 века Йоста Аммана со стихотворными комментариями, выполненными известным немецким поэтом-мейстерзингером Гансом Саксом. Как следует из заглавия книги, основная задача ее авторов – максимально полно представить информацию о социуме того времени, используя возможности набирающего силу книгопечатания. Сочетание вербального и иконического компонентов позволяет отнести данный текст к креолизованным текстам, прагматический потенциал которого обуславливается взаимодействием его гетерогенных частей. С точки зрения степени связи изображения и комментария к нему исследуемые тексты занимают промежуточное положение между текстами с частичной креолизацией и полной, так как, с одной стороны, представляют собой относительно автономные произведения, с другой стороны, целостное восприятие обоих компонентов невозможно по отдельности. При этом стихотворный комментарий не является параллельным изображению, т.е. не столько описывает гравюру, сколько дополняет и поясняет ее содержание, выполняя сразу несколько функций: назывную, дескриптивную, информативную и поэтическую. Заглавие к гравюре «Епископ», «Повар», «Еврей» предварительно ориентирует читателя, а стихотворный комментарий (2 четверостишия) позволяет в привычной форме (к 1568 г. творчество Ганса Сакса широко известно публике) получить информацию о специфике изображаемого объекта за счет описания типичного для него окружения и деталей работы и быта. В результате детального знакомства содержанием книги перед реципиентом восстает картина общества того времени с массой характерных деталей. К языковым чертам комментариев относится обилие назывных конструкций, перечислений с различными частями речи, конструкций с модальным глаголом können, предложений в императиве (призывов воспользоваться результатом труда представителя той или иной профессии).