XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Двухадресная установка поэзии акмеистов (Мандельштам и Ахматова)

Олег Андершанович Лекманов
Докладчик
профессор
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Ключевые слова, аннотация

Исследователи уже отмечали, что акмеизм в отличие от символизма сделал ставку не на тайну, а на загадку. Одним из способов загадывания загадок для Мандельштама и Ахматовой стала сознательная двухадресная установка поэтических текстов. Многие мандельштамовские и ахматовские стихотворения писались с расчетом на два круга читателей (широкий и интимный). Соответственно, некоторые загадки, спрятанные в стихотворениях, могли отгадать только читатели из интимного круга. В лекции пойдет речь о нескольких таких загадках Мандельтама и Ахматовой.

Тезисы

Исследователи уже отмечали, что акмеизм в отличие от символизма сделал ставку не на тайну, а на загадку. Эти загадки могут быть сколь угодно трудными, но они всегда содержат в себе потенциальные разгадки, тогда как символистские тайны a priori раскрыты быть не могут из-за принципиальной несводимости символа к конечному набору значений.
Одним из способов загадывания загадок для Мандельштама и Ахматовой стала сознательная двухадресная установка поэтических текстов. Многие мандельштамовские и ахматовские стихотворения писались с расчетом на два круга читателей. Первый, широкий, круг составляли адресаты, которые ничего не знали про обстоятельства личной жизни авторов. Второй, интимный, круг состоял из читателей, которые в эти обстоятельства были посвящены. Собственно, слово круг для обозначения подобных адресатов подходит не всегда — их могло быть двое или даже один человек. Соответственно, некоторые загадки, спрятанные в стихотворениях, могли отгадать только читатели из второго, интимного, круга. Более того, в целом ряде случаев лишь эти читатели были способны понять, что то, или иное место текста содержит загадку, разгадка которой обогащает адресата значительными приращениями смысла.
В лекции пойдет речь о нескольких таких загадках Мандельтама и Ахматовой.