XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Развитие образа Дидоны Овидия и Вергилия в трагедии К. Марло «Дидона, царица Карфагена»

Наталья Владимировна Остякова
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен анализу развития образа Дидоны Овидия и Вергилия в малоизученной в отечественном литературоведении пьесе К. Марло «Дидона, царица Карфагена». Рассматривается переосмысление образа Дидоны в пьесе Марло по сравнению с античными традициями, в частности, с текстами Овидия и Вергилия. Приводятся результаты анализа, который позволил обнаружить уникальные черты героини. Делается вывод, что изучение образа Дидоны с другого ракурса представляет собой научную ценность и позволяет выявить новые черты исследуемого образа в других произведениях разных эпох.

Тезисы

В докладе излагается, как образ Дидоны интерпретирован в трагедии К. Марло «Дидона, царица Карфагена» по сравнению с античными традициями, а также приводятся уникальные черты рассматриваемого образа. Проведен сопоставительный анализ образа Дидоны и некоторых других героев пьесы Марло, эпического произведения Вергилия «Энеида» и «Героидов» (VII) Овидия. В докладе представлены результаты проведенного анализа, на основе которого были выявлены общие особенности, а также различия образов царицы в контексте данных произведений.
Делается вывод о том, что, во-первых, Марло обращается к текстам Вергилия и Овидия, но в большей мере ориентируется на Овидия, ставя в центр действия Дидону, а не Энея. Во-вторых, в докладе подчеркивается двойственная природа самой Дидоны, с которой связывается не только наличие повествования, в котором героиня представлена жертвой, но и альтернативная традиция, прославляющая ее могущественный суверенитет, и которая требует пересмотра той традиции, которую можно найти в античных источниках. Марло характеризует главную героиню как властную королеву, а Энею отводит низшую роль, тем самым подчеркивая сильный характер своей героини. Сопоставление Энея с африканской царицей представляет его как молчаливого и неловкого чужака. В-третьих, поместив Дидону в контекст, Марло отходит от вергилиевского пафоса, а его пьеса во многом приобретает комический характер. Когда Марло подрывает серьезность эпоса Вергилия, он едва ли не лишает персонажей их трагического достоинства и их пафоса. Наконец, характер его реакции на восхваление Вергилием римского национализма и империализма проливает свет на отношение драматурга к подобным волнениям в елизаветинской Англии. Таким образом, было проведено изучение образа Дидоны с другого ракурса, что позволило выявить новые черты исследуемого образа и рассмотреть любовную историю Дидоны и Энея не только как сентиментальную историю, но и как серьезную интеллектуальную проблему.