XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Женские образы в «калифорнийских романах» Дж. Лондона

Антонина Сергеевна Садкова
Докладчик
студент 4 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)

Ключевые слова, аннотация

В докладе анализируются женские образы в романах Дж. Лондона «Время-не-ждёт», «Лунная долина», «Маленькая хозяйка Большого дома» (т. н. «калифорнийских романах»). Здесь впервые в романном творчестве автора появляется образ женщины-товарища, построенный на соединении черт романтических героинь и характеристик «новой женщины». Через них автор выражает свою идею ухода от цивилизации и возвращения к земле, что позволяет говорить о ведущей роли женских персонажей в этих произведениях и развитии феминистских мотивов в творчестве писателя.

Тезисы

Романы американского писателя Дж. Лондона «Время-не-ждёт» («Burning Daylight», 1910), «Лунная долина» («The Valley of the Moon», 1913) и «Маленькая хозяйка Большого дома» («The Little Lady of the Big House», 1916), составляющие цикл «калифорнийских романов», представляют собой богатый материал для исследования особенностей женских образов в позднем творчестве автора. Мотив «возвращения к земле» и связанный с ним образ нового фронтира способствуют появлению в текстах романов нетипичных для Лондона женских персонажей. Соединение в образах Д. Мэсон, С. Браун и П. Дестен черт романтических героинь (особенности портрета) и характеристик «новой женщины» (прогрессивные взгляды на брак и семью, финансовая независимость) позволяет говорить о появлении в романном творчестве автора образа женщины-товарища. Вместе с тем в данных романах женские персонажи предстают выразительницами авторской идеи ухода от цивилизации, которая «направляет» мужских персонажей, в связи с чем можно говорить о сюжетообразующей роли женских образов. Квинтэссенцией авторского размышления о взаимоотношении человека с природой и цивилизацией является образ Дестен, которая в своём развитии уходит за пределы теорий, излагаемых мужскими персонажами. Ведущая роль женских персонажей в «калифорнийских романах» позволяет говорить, кроме всего прочего, о феминистских мотивах в творчестве Лондона, что в российском литературоведении до сих пор остаётся недостаточно изученным и, следовательно, является актуальным для рассмотрения.