Тема поэта и поэзии в творчестве «новой школы» русского рэпа: традиции и новаторство
Софья Васильевна Ткачук
Докладчик
магистрант 1 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Артём Александрович Рыжков
Докладчик
магистрант 1 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова, аннотация
Русский
рэп долгое время воспринимался как явление, порожденное афроамериканской
культурой, однако к сегодняшнему дню рэп стал частью в том числе и русской
культуры. В исследовании проанализирована тема поэта и поэзии в творчестве
рэперов «новой школы» как с точки зрения рецепции национальной поэтической
традиции, так и с точки зрения новаторства. Рэперы сохраняют связи с традициями
классической литературой через мотивы и образы, общие идеи о предназначении поэзии,
интертекстуальность и развивают ее, ориентируясь на современную
действительность, собственные убеждения и идиостиль.
Тезисы
Русский
рэп появился в 80-90 годы XX в. и к началу XXI в. стал самобытным явлением
русской культуры.
Большинство ученых (Е. С. Гриценко, Л. Г. Дуняшева, Т. П. Кожелупенко, С. Д. Борискина, Е. Г. Желудкова и др.) подходят к рэпу с позиций коммуникативной лингвистики, социолингвистики и лингвокультурологии, что, на наш взгляд, связано с восприятием его как субкультурного явления.
Своеобразной антитезой методологии изложенных выше исследований выступает подход, развиваемый Т. В. Шмелевой. Ее тезисы о лингвоцентричности и автороцентричности русского рэпа позволяют рассматривать его как новое явление в русской литературе и, в том числе, как поэтический текст. Мы также разделяем «филологический» взгляда на текст, исследуя тему поэта и поэзии в русском рэпе с точки зрения рецепции национальной поэтической традиции, кроме того, обращая внимание на поэтическое новаторство анализируемых нами текстов.
Для решения поставленной цели были изучены диссертации (О. В. Богданович, И. Ю. Латыпова, Чо Ми Кен), посвященные теме поэта и поэзии в русской литературе XIX-XX вв., отобраны и проанализированы тексты рэперов «новой» школы (Oxxxymiron, ATL, ЛСП, Хаски, Face, pyrokinesis и т. д.). Итогом исследования стал вывод о том, что тема поэта и поэзии встречается как в отдельных программных треках (треки Obladaet, Тони Раута, GONE.Fludd’а, ЛСП), так и в концептуальных альбомах на протяжении всего творчества авторов (Oxxxymiron, pyrokinesis, ATL, Хаски). Предназначение искусства рэперы видят либо в служении народу и, как следствие, обращении к социально-политической проблематике, либо в выражении собственного «я» и отстаивании свободы творчества.
Рассуждая о рэпе как особом виде искусства и/или поэзии, большинство рэперов считает, что их творчество является уникальным и исключительным. Они критически оценивают представителей «старой» и «новой» школы за их «продажность», пародируя их манеру исполнения. Расположение же выражается через реминисценции к творчеству друг друга.
Все рэперы используют мотивы и образы классической поэзии (поэт как пророк, воин, изгнанник, безумец; мотивы бессмертия, избранничества, одиночества и т. д.) наравне с индивидуально созданными (образы клоуна, пса, шамана, демона и т. д.). Образ музы сохраняется, но претерпевает изменения, традиционные оппозиции — напр., ремесло/искусство и поэт/толпа — сохраняются.
Таким образом, рэперы сохраняют связь темы поэта и поэзии с традициями классической литературой через мотивы и образы, общие идеи о предназначении поэзии, интертекстуальные связи, но развивают ее, ориентируясь на современную действительность, собственные убеждения, ценности и идиостиль.
Большинство ученых (Е. С. Гриценко, Л. Г. Дуняшева, Т. П. Кожелупенко, С. Д. Борискина, Е. Г. Желудкова и др.) подходят к рэпу с позиций коммуникативной лингвистики, социолингвистики и лингвокультурологии, что, на наш взгляд, связано с восприятием его как субкультурного явления.
Своеобразной антитезой методологии изложенных выше исследований выступает подход, развиваемый Т. В. Шмелевой. Ее тезисы о лингвоцентричности и автороцентричности русского рэпа позволяют рассматривать его как новое явление в русской литературе и, в том числе, как поэтический текст. Мы также разделяем «филологический» взгляда на текст, исследуя тему поэта и поэзии в русском рэпе с точки зрения рецепции национальной поэтической традиции, кроме того, обращая внимание на поэтическое новаторство анализируемых нами текстов.
Для решения поставленной цели были изучены диссертации (О. В. Богданович, И. Ю. Латыпова, Чо Ми Кен), посвященные теме поэта и поэзии в русской литературе XIX-XX вв., отобраны и проанализированы тексты рэперов «новой» школы (Oxxxymiron, ATL, ЛСП, Хаски, Face, pyrokinesis и т. д.). Итогом исследования стал вывод о том, что тема поэта и поэзии встречается как в отдельных программных треках (треки Obladaet, Тони Раута, GONE.Fludd’а, ЛСП), так и в концептуальных альбомах на протяжении всего творчества авторов (Oxxxymiron, pyrokinesis, ATL, Хаски). Предназначение искусства рэперы видят либо в служении народу и, как следствие, обращении к социально-политической проблематике, либо в выражении собственного «я» и отстаивании свободы творчества.
Рассуждая о рэпе как особом виде искусства и/или поэзии, большинство рэперов считает, что их творчество является уникальным и исключительным. Они критически оценивают представителей «старой» и «новой» школы за их «продажность», пародируя их манеру исполнения. Расположение же выражается через реминисценции к творчеству друг друга.
Все рэперы используют мотивы и образы классической поэзии (поэт как пророк, воин, изгнанник, безумец; мотивы бессмертия, избранничества, одиночества и т. д.) наравне с индивидуально созданными (образы клоуна, пса, шамана, демона и т. д.). Образ музы сохраняется, но претерпевает изменения, традиционные оппозиции — напр., ремесло/искусство и поэт/толпа — сохраняются.
Таким образом, рэперы сохраняют связь темы поэта и поэзии с традициями классической литературой через мотивы и образы, общие идеи о предназначении поэзии, интертекстуальные связи, но развивают ее, ориентируясь на современную действительность, собственные убеждения, ценности и идиостиль.