Канон на Пятидесятницу Косьмы Майюмского. Некоторые аспекты филологического анализа
Карина Сергеевна Чарыкова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается канон на Пятидесятницу Косьмы Майюмского (первая половина VIII в.). Канон характеризуется с точки зрения его лексики, синтаксиса, литературных приемов.
Тезисы
Косьма
Майюмский, или Иерусалимский — гимнограф,
творчество которого относится к первой
половине VIII в.
Наибольшее количество его произведений
принадлежит к жанру канона, который, благодаря усилиям поэта, наряду с трудами
Иоанна Дамаскина получил развитие в
указанный период и занял значительное
место в литургическом обиходе
восточнохристианской церкви.
Одним из образцов творчества Косьмы Майюмского является канон на Пятидесятницу. Задачей настоящей работы является комплексный анализ этого произведения с точки зрения лексики, синтаксиса, структуры, цитат, литературных приемов.
К основным выводам можно отнести следующие наблюдения: синтаксис по преимуществу простой (характерно употребление Participium coniunctum, всего в трех случаях использован оборот Genetivus absolutus), нехарактерные для классической античной традиции случаи синтаксиса связаны с заимствованиями из Септуагинты. Лексика автора изобилует как ветхозаветными цитатами и терминологией (во многих случаях — в новозаветной их интерпретации), так и формулировками христианских богословов. Нередко встречаются глаголы и выражения, характерные в первую очередь для гимнографических произведений (βοάω ‘вопиять’, ὑμνολογέω ‘гимнословить’). Ударение подчинено правилам прозаического ритма: каждый стих имеет дактилическое окончание. Использован во множестве прием антитезы («как древле обещал — ныне послал», «законом и пророками провозглашенный — сегодня исполнен духа» и т. п.). В целом канон можно охарактеризовать как краткий (по 1—2 тропаря на каждую песнь) и цельный по содержанию (каждый из тропарей посвящен какой-либо из характеристик действия Духа — кроме тропарей заключительной 9-й песни, являющихся троичными).
Одним из образцов творчества Косьмы Майюмского является канон на Пятидесятницу. Задачей настоящей работы является комплексный анализ этого произведения с точки зрения лексики, синтаксиса, структуры, цитат, литературных приемов.
К основным выводам можно отнести следующие наблюдения: синтаксис по преимуществу простой (характерно употребление Participium coniunctum, всего в трех случаях использован оборот Genetivus absolutus), нехарактерные для классической античной традиции случаи синтаксиса связаны с заимствованиями из Септуагинты. Лексика автора изобилует как ветхозаветными цитатами и терминологией (во многих случаях — в новозаветной их интерпретации), так и формулировками христианских богословов. Нередко встречаются глаголы и выражения, характерные в первую очередь для гимнографических произведений (βοάω ‘вопиять’, ὑμνολογέω ‘гимнословить’). Ударение подчинено правилам прозаического ритма: каждый стих имеет дактилическое окончание. Использован во множестве прием антитезы («как древле обещал — ныне послал», «законом и пророками провозглашенный — сегодня исполнен духа» и т. п.). В целом канон можно охарактеризовать как краткий (по 1—2 тропаря на каждую песнь) и цельный по содержанию (каждый из тропарей посвящен какой-либо из характеристик действия Духа — кроме тропарей заключительной 9-й песни, являющихся троичными).