XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Образ Вотана в книжной эпопее Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец»

Даниил Николаевич Елесин
Докладчик
студент 2 курса
Кубанский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен исследованию концептуального взаимодействия эпопеи Дж. Р. Р. Толкина «Властелин Колец» с памятником древнегерманского эпоса «Старшая Эдда». В центре исследования — образ амбивалентного германского бога Вотана, который, по мнению автора доклада, подвергается в интерпретации Толкина упрощению и разделяется на трёх героев: Гэндальф (ипостась «Путник»), Саурон (Ипостась «Противник» с «Пылающим оком»), Саруман (ипостась «Отец Ратей», «Бог Воронов»). Это позволяет автору легендариума, сохранив языческий германский антураж, наполнить эпопею христианской дидактикой.

Тезисы

Дж. Р. Р. Толкин, большой знаток эпоса, ставит себе целью создать новую английскую мифологию, которая была бы близка современному для него англичанину. В рамках своей концепции Толкин опирается на северную мифологию, привнося в неё христианскую доктрину. Намеренно или нет, Толкин в своей «английской мифологии» расщепляет образ германского бога Вотана на несколько персонажей своего легендариума. Так, мы можем проследить воплощение этого образа сразу в трех персонажах, представляющих образы Добра и Зла в его легендариуме.
Первым персонажем, порождённым образом Одина, является Гендальф. Серый маг, переродившийся в Белого, является воплощением ипостаси бога Вотана, которую мы можем охарактеризовать именем Вотана VegtamR, что переводится как «Путник». Факт его перерождения отсылает нас не к Христу, а к повешению Вотана на ясене Иггдрасиль и его приобретению мудрости.
Вторым персонажем является Саурон. Его пылающее око и всевидение соотносимы с именами Вотана BáleygR — Пылающее Око, Огнеокий. Его кольцо схоже с кольцом Драупнир, а его характер — «злая» ипостась этого бога.
Третий персонаж — Саруман. Его жажда власти, стремление к победе путем хитрости и птицы, приносящие ему вести, также прослеживаются и у бога Вотана. Саруман воплощает ипостаси Herjaföðr — Ратей Отец и Hrafnaguð — Бог Воронов.
Таким образом, амбивалентный образ германского бога подвергается в интерпретации Толкина упрощению и разделяется на три ипостаси, представленные тремя разными героями. Это позволяет автору легендариума, сохранив языческий германский антураж, наполнить его книжную эпопею «Властелин колец» христианской дидактикой.