XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Роль мифологемы Великого Голода в формировании ирландской национальной идентичности (на примере стихотворений М. Лонгли, Ш. Хини, Д. Игана)

Елизавета Сергеевна Глебова
Докладчик
студент 4 курса
Кубанский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен исследованию репрезентации мифологемы Великого Голода в современной ирландской поэзии. Особое внимание уделено таким авторам, как М. Лонгли, Ш. Хини и Д. Иган. В докладе анализируется роль этой мифологемы в формировании национального ирландского самосознания, интерпретируемого поэтами путем помещения ирландской культуры в исторический европейский контекст, а также методом параллелизации времен, позволяющим объединить прошлое с настоящим через авторскую эмпатическую разработку воспоминаний, стирающих границы между историей и современностью.

Тезисы

Великий Голод 1845—1850 гг. является одной из ключевых тем ирландской литературы. Обращаясь к методологии нового историзма и опираясь на концепцию «пост-памяти», автор доклада анализирует роль Великого Голода в формировании культурной памяти и национальной идентичности ирландцев на примере текстов М. Лонгли, Ш. Хини и Д. Игана. 
В стихотворении «At a Potato Digging» Хини осмысляет национальную идентичность ирландцев, обращаясь к событиям 1949 г. Хини проводит яркие параллели между современными рабочими, собирающими урожай с матери-земли, и их предками — преданными и обреченными на гибель этой землей. Таким образом, связь с культурным прошлым в тексте реализуется посредством проецирования исторических реалий на современность. Культурная память, по мнению Хини, заложена в самой Ирландской земле, хранящей деметафоризированные «напоминания» о событиях, способных оказывать влияние на формирование национального самосознания. Поэт говорит о том, что Голодом ирландцам была «привита великая печаль», неизжитая и до наших дней.
Описывая отношение своего поколения к травмирующим событиям прошлого, Иган в цикле «Famine» напрямую связывает последствия Голода с теми вечными травмами, которые отразились на всех сферах жизни ирландцев и сформировали отличительные особенности ирландского самосознания, такие как чувство невосполнимой утраты, а также чувство единства с предыдущими поколениями. Согласно Игану, ирландцы сознают себя тем народом, который пережил Голод, а т. к. временные рамки в его произведениях стерты — «Голод» для них продолжается до сих пор. В Цикле «In the Holocust of Autumn» Иган уравнивает в масштабах Голод и Холокост, подчёркивая, что трагедию «многострадальной еврейской нации» способен понять «привитый печалью» ирландский народ. Голод, как и другие бедствия Ирландии, в текстах Игана связан с мотивом искупления.
С Холокостом Голод сравнивает и Лонгли. Геноцид евреев становится для поэта катализатором сонастроенности. Образы гетто в текстах Лонгли вводятся им для того, чтобы подчеркнуть взаимопонимание между нациями, прошедшими через страдания.
Выбранные тексты, несмотря на различия в подходах авторов, во многом схожи. Так, Голод у рассматриваемых поэтов мифологизируется: он тесно связан с силами самой земли. Голод, заставивший ирландцев иммигрировать, олицетворяется рассматриваемыми авторами. Он «прививает» ирландцам «великую печаль» вместе с чужим языком, культурой и верой, подобно тому, как прививают побеги растений.
Таким образом, Великий Голод становится не просто одной из основных тем ирландской поэзии, феномен Голода превращается в глобальную мифологему, в образы потери и скорби, являющиеся основным звеном, соединяющим культурную память прошлого и современную национальную идентичность ирландцев.