XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Аполлон «a-mu-ko-lo-i» на Кипре

Антон Георгиевич Костичев
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Данный доклад посвящен ближневосточной трактовке происхождения эпитета Аполлона Амиклейского в Идалионской двуязычной надписи. Мы попытаемся восстановить историю культа Амиклея-Мекала на Кипре и попробуем ответить на вопрос, могли ли греки заимствовать этот эпитет уже на Кипре.

Тезисы

To a-po-lo-ni to a-mu-ko-lo-i в Идалионской двуязычной надписи традиционно переводится на русский язык как «Аполлону Амиклейскому». Кипрский культ Аполлона связывают с культом этого бога в пелопонесских Амиклах и на Крите. В Амиклах первые следы почитания божества датируются, исходя из археологических данных, III Позднеэлладским периодом, а на Крит культ, вероятно, был занесён значительно позднее. Исходя из данной традиции можно предполагать, что перенесение культа Аполлона Амиклейского из Материковой Греции на Кипр состоялось во время позднебронзового заселения острова греками.
Однако этимология эпитета бога имеет и второй вариант трактовки — это перевод на греческий язык имени семитского (или даже ближневосточного) божества Мекала (Микала). В самой Идалионской двуязычной надписи финикийский Решеф Мекал переводится на греческий язык как «Аполлон Амиклейский».
Стоит отвергнуть идею, что Мекал появился на Кипре во время финикийской колонизации острова, т. е. спустя несколько столетий после вторжения ахейцев. Во-первых, найденные в разных регионах Ближневосточного мира в ΧΧ в. надписи свидетельствуют о поклонении Мекалу в этом регионе, начиная, как минимум, с XIV в. до н. э. С другой стороны, в кипрском Китионе были найдены несколько финикийских надписей, на которых, возможно, упоминается Мекал. В любом случае, именно Китион кажется наиболее подходящим местом для поклонения этому божеству. Однако религиозная традиция храмового комплекса Китиона не прерывалась ни после захвата города грекоязычными переселенцами, ни, тем более, после прихода финикийцев.
В данном докладе мы попытаемся разобрать ближневосточное происхождение эпитета Аполлона и посмотрим, мог ли культ действительно быть принесён на Кипр с Востока и быть заимствован греками уже на Кипре.