XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Репрезентация концепта «любовь к женщине» в поэтических произведениях П. Неруды и Н. Парры

Полина Алексеевна Андреева
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен сравнительно-сопоставительному исследованию лингвоконцепта «любовь к женщине» в произведениях П. Неруды и Н. Парры. Проведенный лингвопоэтический анализ показал различие в языковых способах репрезентации этого концепта в поэзии Неруды и Парры. Были рассмотрены и прокомментированы стилистические приемы, а также определены понятия «amor» у Неруды и «antiamor» у Парры как составляющие основополагающее различие в произведениях поэтов в рамках данного концепта.

Тезисы

Задачей данного исследования является лингвопоэтический анализ произведений П. Неруды и Н. Парры в рамках лингвоконцепта «любовь к женщине», выявление различных языковых средств, в частности стилистически окрашенных, свойственных языку авторов. Материалами послужили теоретические труды по лингвопоэтике, испанской поэзии и лингвоконцептам, биографии и автобиографии Неруды и Парры, поэтические сборники, энциклопедии, электронные ресурсы и словари.
Часть поэтических сборников Неруды полностью или практически полностью посвящены любви к женщине. В них можно проследить, как со временем менялся его стиль, манера выражения и язык. Общими чертами всех стихов поэта, посвященных данной теме, является высокий эмоциональный накал и эротичность: «y así te espero como casa sola // y volverás a verme y habitarme. // De otro modo me duelen las ventanas».
Поэзия Парры, посвященная любви к женщине, являет собой репрезентацию не столько лингвоконцепта «любовь», сколько «антилюбовь». Данный концепт напрямую связан с «антипоэмами» — новой поэтической системой, которую Парра выработал в конце 40-х годов ХХ в. В ходе исследования нами было установлено, что образ женщины в его поэзии возникает перед читателем в двух ипостасях: в качестве воспоминания о прошедшей юношеской любви (amor) или в обличии жестокой женщины, чья сексуальность и привлекательность не воспеваются, так как она использует их против протагониста (antiamor).
По результатам исследования и сравнения стилистических приемов, используемых поэтами, мы выделили основные особенности их творчества. У Парры это обилие иронии, игры слов и комбинирование единиц различных функциональных стилей речи, свойственное антипоэзии. В его стихах сочетаются поэтические метафоры и эпитеты, библейские символы, слова, свойственные профессиональным жаргонам, устойчивые выражения, лексемы, характерные для разговорной речи. Напр., «hasta llegué a tratarla // Con el celeste nombre de María», «Mi lengua parecida a un beefsteak de ternera // Se interponía entre mi ser y mi interlocutora». В то время как Неруда использует более привычные для читателя приемы, Парра действует согласно законам антипоэзии. У Неруды мы наблюдаем частое использование фигур речи, основанных на избыточности. Фигуры речи, основанные на понятии противоположности, как и тропы, напротив, представлены у поэтов в равном количестве. У Парры нами было отмечено преобладание предметных метафор, которые по законам антипоэзии делают образ еще более искусственно приземленным. У Неруды, напротив, наряду с предметными, широко представлены флористические и пространственные метафоры: «Cuerp
o de mujer, blancas colinas, muslos blancos». Также в образных сравнениях у Парры присутствуют религиозные метафоры.