Отражение архаических представлений о смерти в хороводных песнях Приморского края
Алёна Андреевна Зборовская
Докладчик
студент 4 курса
Дальневосточный федеральный университет
Дальневосточный федеральный университет
Ключевые слова, аннотация
Материалом исследования стали весенние хороводные песни переселенцев из Черниговской губернии в Приморский край. Несмотря на то, что песни относятся к позднему фольклору (конец XX в.), они отражают древнюю мифологическую картину мира. В докладе мы рассмотрим один из мотивов — мотив смерти. Его реализация в тексте имеет гендерное различие. Мужская смерть предстаёт метафорой возрождения плодородных сил земли, а женская смерть отражает связь с аграрным магизмом от обратного, показывает разрушение природного цикла. Именно фольклорный анализ текста позволяет выявить элементы древнего мировоззрения.
Тезисы
В
традициях любого народа смерть выступает
как ключевой концепт картины мира. У
восточных славян представление о смерти
запечатлено в ритуальных и обрядовых
действиях, которые часто сопровождаются
словом. Календарные обрядовые песни
следуют за природным циклом, природным
«умиранием» и «возрождением». На уровне
текста архаика проявляется неоднозначно,
что открывает возможность для исследования
принципов освещения в тексте сложных
концептов, таких как рождение и
смерть. Например, в песнях, записанных
в конце 90-х гг. XX в. и опубликованных
в 2003 г. в сборнике «Карагод широкий»,
смерть не называется напрямую, а
представлена событийно.
В весенних хороводных песнях переселенцев из Черниговской губернии (ныне Брянская область) наблюдаем гендерное разделение песен: 11 текстов с мужской смертью и 5 текстов с женской смертью. Мужская смерть представлена в текстах как желательное или необходимое событие («убей», «мрытя», «новый гроб стаеть <…>, а у том грабу милай мой ляжить», «утоплю»). Женская смерть раскрывается в последствиях союза брата и сестры: сюжет песен показывает несостоятельный брак, при котором невозможно возобновление цикла, либо заключена опасность потери продуцирующих сил.
Смерть в контексте проанализированных хороводных песен можно рассматривать единственно как ритуальное событие, а не как смерть человеческую, разделение души и тела. Оплакивание умерших мужчин скорее символическое. Причиной этому является связь в песнях человеческих образов и их социальной реализации с природными процессами. Близкая к мужской смерти метафора в весенних песнях — это активизация продуцирующей энергии земли: посадка семян в землю, орошение водой и ожидание первых всходов (похороны молодца, его оплакивание и поиск нового молодца). Женская же смерть в весенних хороводах имеет скорее обучающую, охранную функцию и обращена к девушкам, участвующим в хороводе, как предостережение ложного брака и его последствий (рождение «кривой» жизни). По сюжету песен прослеживается их связь с охранной и аграрной продуцирующей магией. Причем человеческая жизнь и природный цикл рассматриваются в параллели.
Мотив смерти в весенних хороводных песнях Приморского края неразрывно связан с отражением архаических представлений о цикле смерти и рождения в природе и социуме. На уровне текста он проявляется в сюжете, во взаимодействии образов (девушка, молодец и его семья, брат и сестра), подкрепляется глаголами, характеризующими движение вниз (под землю, под воду), в отсылках к свадебной обрядности. Таким образом, филологический анализ песен доказывает свою продуктивность при выявлении и реконструкции элементов древней картины мира.
В весенних хороводных песнях переселенцев из Черниговской губернии (ныне Брянская область) наблюдаем гендерное разделение песен: 11 текстов с мужской смертью и 5 текстов с женской смертью. Мужская смерть представлена в текстах как желательное или необходимое событие («убей», «мрытя», «новый гроб стаеть <…>, а у том грабу милай мой ляжить», «утоплю»). Женская смерть раскрывается в последствиях союза брата и сестры: сюжет песен показывает несостоятельный брак, при котором невозможно возобновление цикла, либо заключена опасность потери продуцирующих сил.
Смерть в контексте проанализированных хороводных песен можно рассматривать единственно как ритуальное событие, а не как смерть человеческую, разделение души и тела. Оплакивание умерших мужчин скорее символическое. Причиной этому является связь в песнях человеческих образов и их социальной реализации с природными процессами. Близкая к мужской смерти метафора в весенних песнях — это активизация продуцирующей энергии земли: посадка семян в землю, орошение водой и ожидание первых всходов (похороны молодца, его оплакивание и поиск нового молодца). Женская же смерть в весенних хороводах имеет скорее обучающую, охранную функцию и обращена к девушкам, участвующим в хороводе, как предостережение ложного брака и его последствий (рождение «кривой» жизни). По сюжету песен прослеживается их связь с охранной и аграрной продуцирующей магией. Причем человеческая жизнь и природный цикл рассматриваются в параллели.
Мотив смерти в весенних хороводных песнях Приморского края неразрывно связан с отражением архаических представлений о цикле смерти и рождения в природе и социуме. На уровне текста он проявляется в сюжете, во взаимодействии образов (девушка, молодец и его семья, брат и сестра), подкрепляется глаголами, характеризующими движение вниз (под землю, под воду), в отсылках к свадебной обрядности. Таким образом, филологический анализ песен доказывает свою продуктивность при выявлении и реконструкции элементов древней картины мира.