Роман Ф. Саган «Любите ли вы Брамса?» в контексте философии С. де Бовуар
Нелли Арменовна Маилян
Докладчик
магистрант 2 курса
Кубанский государственный университет
Кубанский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Цель исследования — проанализировать образ женщины в романе Ф. Саган «Любите ли вы Брамса?» в контексте философских идей С. де Бовуар. Подобный ракурс позволяет выявить некоторые особенности характера главной героини, лучше понять ее доминирующую позицию в отношении других героев произведения. В результате определено, что описываемые де Бовуар во «Втором поле» положения реализуются в рассматриваемом женском образе. Героиня не мыслит себя как субъект и продолжает существовать в оковах имманентности. Подчеркивается, что она находит в несвободе свой единственно возможный жизненный путь.
Тезисы
В XX в. «женский» вопрос обретает решающий смысл и наиболее ярко воплощается в работе С. де Бовуар «Второй пол» («Le Deuxième Sexe», 1949). Идея женской сущности, проблема свободы и поиска собственного «я» обретает революционное значение под пером французской мыслительницы. В данном исследовании мы попытаемся проследить реализацию ключевых положений философии Бовуар в романе Ф. Саган «Любите ли вы Брамса?» («Aimez-vous Bramhs», 1959). Подобный выбор аргументируется тем, что попытки рассмотреть творчество Саган в предложенном ключе немногочисленны.
В своей работе Бовуар анализирует жизнь женщины с разных точек зрения. Перестать быть «объектом», выйти за пределы «имманентного» существования, противостоять тому, что разрушает личность, чувствовать «опору» в себе, — все это, на наш взгляд, можно считать ключевыми положениями философии Бовуар.
Романтическая связь Поль и Роже не была лишена амбивалентности. Его адюльтеры остро задевали самолюбие Поль, которая, хотя и демонстрировала внешнее смирение, но все же ощущала себя подавленной, ненужной. Стоит отметить, что Роже дорожил обществом своей возлюбленной, но изменить своим привычкам никак не мог: если в его понимании идея свободы мыслилась как некий абсолют, то для нее это превращалось в подлинную драму. Нужно отметить, что Поль пыталась оторваться от безусловной власти своего возлюбленного, но весьма сомнительным образом. Она внушила себе, что любит Симона, легкомысленного молодого человека, но очень скоро поняла, что настоящих чувств к нему не питает.
Страх перед старостью, мучительное чувство одиночества, абсурдности происходящего поглощают все мысли Поль. Она не нужна самой себе, она хочет быть нужна «другому». В данном случае героиня воспринимает себя как объект. Однако образ Поль можно рассмотреть и с точки зрения нарциссизма — она поглощена собой, своими чувствами, своим existence. Но не является ли ее эгоцентризм попыткой убежать от самой же себя? Во всяком случае, Поль не видит свое будущее без Роже. Так, он становится для нее неким желанным фатумом. Возвратившись к нему, она одновременно возвращается и к себе прежней — в данном случае никакой метаморфозы в позиции Поль не наблюдается. Поль отказывается обрести подлинную независимость от своего партнера, она не восстает против собственного удела, а яростно его утверждает.
Таким образом, мы рассмотрели, как реализуются некоторые ключевые идеи философии Бовуар в романе «Любите ли вы Брамса?», и пришли к следующим выводам: главная героиня тяготиться своей свободой и не находит «опору» в себе; она ощущает себя скорее объектом, чем полноценной личностью; ее характер остается статичным, не эволюционирует — она так и остается «имманентной и пассивной». Тем не менее, она сама создает свою реальность.
В своей работе Бовуар анализирует жизнь женщины с разных точек зрения. Перестать быть «объектом», выйти за пределы «имманентного» существования, противостоять тому, что разрушает личность, чувствовать «опору» в себе, — все это, на наш взгляд, можно считать ключевыми положениями философии Бовуар.
Романтическая связь Поль и Роже не была лишена амбивалентности. Его адюльтеры остро задевали самолюбие Поль, которая, хотя и демонстрировала внешнее смирение, но все же ощущала себя подавленной, ненужной. Стоит отметить, что Роже дорожил обществом своей возлюбленной, но изменить своим привычкам никак не мог: если в его понимании идея свободы мыслилась как некий абсолют, то для нее это превращалось в подлинную драму. Нужно отметить, что Поль пыталась оторваться от безусловной власти своего возлюбленного, но весьма сомнительным образом. Она внушила себе, что любит Симона, легкомысленного молодого человека, но очень скоро поняла, что настоящих чувств к нему не питает.
Страх перед старостью, мучительное чувство одиночества, абсурдности происходящего поглощают все мысли Поль. Она не нужна самой себе, она хочет быть нужна «другому». В данном случае героиня воспринимает себя как объект. Однако образ Поль можно рассмотреть и с точки зрения нарциссизма — она поглощена собой, своими чувствами, своим existence. Но не является ли ее эгоцентризм попыткой убежать от самой же себя? Во всяком случае, Поль не видит свое будущее без Роже. Так, он становится для нее неким желанным фатумом. Возвратившись к нему, она одновременно возвращается и к себе прежней — в данном случае никакой метаморфозы в позиции Поль не наблюдается. Поль отказывается обрести подлинную независимость от своего партнера, она не восстает против собственного удела, а яростно его утверждает.
Таким образом, мы рассмотрели, как реализуются некоторые ключевые идеи философии Бовуар в романе «Любите ли вы Брамса?», и пришли к следующим выводам: главная героиня тяготиться своей свободой и не находит «опору» в себе; она ощущает себя скорее объектом, чем полноценной личностью; ее характер остается статичным, не эволюционирует — она так и остается «имманентной и пассивной». Тем не менее, она сама создает свою реальность.