Изображения античных камей как иллюстрации к оде Г. Р. Державина «Благодарность Фелице»
Никита Евгеньевич Косьяненко
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается ода Г. Р. Державина «Благодарность Фелице» в том виде, какой она получила в подносном иллюстрированном рукописном томе 1795 г., предназначенном Екатерине II. В нём текст оды сопровождается двумя виньетами, изображающими античные камеи, коллекционирование которых было страстным увлечением императрицы. Обращаясь к истории создания текста и частичному его анализу, а также учитывая контекст, в котором возникла идея названного иллюстрированного собрания Г. Р. Державина, автор доклада выдвигает предположение об особой роли рисунков к этой оде.
Тезисы
В докладе рассматривается
ода Г. Р. Державина «Благодарность Фелице» (1783) в том виде, какой она получила в подносном иллюстрированном рукописном томе 1795 г., предназначенном императрице Екатерине II. В нём текст оды сопровождается двумя
виньетами, изображающими античные камеи. Это первое в собрании 1785 г. стихотворение, украшенное таким образом; во всей книге есть
ещё только три сходно проиллюстрированных текста, каждый
из которых имеет, однако, лишь по одному рисунку
с древнего камня. Так что
и среди них «Благодарность Фелице» занимает всё же особое положение.
Собирание «антик» было страстью Екатерины II, и потому представляется, что Державин использует это увлечение, чтобы произвести на государыню благоприятное впечатление, продемонстрировав внимание к её вкусу. Этим, возможно, он хотел смягчить резкость оды «Благодарность Фелице», написанной в 1783 г., во многом этому вкусу наперекор. История создания текста названной оды, как представляется, даёт основание для подобного предположения.
Стихотворение является ответом на подаренную императрицей золотую табакерку с пятьюстами червонцами и может быть осмыслено как изобретательный манифест, отрицающий некоторые устоявшиеся к тому времени представлении о поэзии и, в частности, о статусе одописца. Он не льстец, пишущий ради награды; именно так могла воспринять поэта государыня, потому и сделала такой подарок.
Начиная словно бы в традиции М. В. Ломоносова приуроченную ко дню восшествия на престол оду, Державин, обратившись к буквальному переосмыслению топоса невыразимости, не переходит к обещанной заглавием благодарности, а заканчивает стихи провозглашением главного условия творчества — вдохновения. Писать без него в духе «Фелицы», утверждает автор, невозможно, и он восславит свою дарительницу в досужий час, как только «приидут музы». Из этого должно было сделать вывод об искренности мурзы.
Возможно, через двенадцать лет сама идея иллюстрированного подносного тома и пришла Державину в голову отчасти потому, что новых стихотворений в том же роде, что и прославившая его «Фелица», он, несмотря на данное Екатерине слово, написать не смог. Во всяком случае, его собственные признания свидетельствуют об этом. В такой ситуации «Благодарность Фелице» как неоднозначный и, как кажется, не оценённый императрицей текст, с полемической природой и обещанием, которое, видимо, в желаемой адресатом мере не сбылось, конечно, нуждался в каком-то смягчении. И, вспоминая о том случае, поэт решает в игровой форме преподнести монархине ответный «подарок», каким и становятся две обрамляющие оду камеи.
Собирание «антик» было страстью Екатерины II, и потому представляется, что Державин использует это увлечение, чтобы произвести на государыню благоприятное впечатление, продемонстрировав внимание к её вкусу. Этим, возможно, он хотел смягчить резкость оды «Благодарность Фелице», написанной в 1783 г., во многом этому вкусу наперекор. История создания текста названной оды, как представляется, даёт основание для подобного предположения.
Стихотворение является ответом на подаренную императрицей золотую табакерку с пятьюстами червонцами и может быть осмыслено как изобретательный манифест, отрицающий некоторые устоявшиеся к тому времени представлении о поэзии и, в частности, о статусе одописца. Он не льстец, пишущий ради награды; именно так могла воспринять поэта государыня, потому и сделала такой подарок.
Начиная словно бы в традиции М. В. Ломоносова приуроченную ко дню восшествия на престол оду, Державин, обратившись к буквальному переосмыслению топоса невыразимости, не переходит к обещанной заглавием благодарности, а заканчивает стихи провозглашением главного условия творчества — вдохновения. Писать без него в духе «Фелицы», утверждает автор, невозможно, и он восславит свою дарительницу в досужий час, как только «приидут музы». Из этого должно было сделать вывод об искренности мурзы.
Возможно, через двенадцать лет сама идея иллюстрированного подносного тома и пришла Державину в голову отчасти потому, что новых стихотворений в том же роде, что и прославившая его «Фелица», он, несмотря на данное Екатерине слово, написать не смог. Во всяком случае, его собственные признания свидетельствуют об этом. В такой ситуации «Благодарность Фелице» как неоднозначный и, как кажется, не оценённый императрицей текст, с полемической природой и обещанием, которое, видимо, в желаемой адресатом мере не сбылось, конечно, нуждался в каком-то смягчении. И, вспоминая о том случае, поэт решает в игровой форме преподнести монархине ответный «подарок», каким и становятся две обрамляющие оду камеи.