Лингвостилистические и паралингвистические средства изображения внутреннего мира подростка (на примере датского графического романа «Pssst!» А. Херцог)
Ксения Гулькова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе представлены результаты исследования
паралингвистических и лингвистических средств, используемых автором в датском
графическом романе для воссоздания образа подросткового мира. В качестве
материала был выбран графический роман А. Херцог «Pssst!». Проведён анализ
вербального языка и исследовано его взаимодействие с визуальным. Результаты лингвистического анализа дают возможность сделать вывод о том, что
для создания образа мира подростка автор использует широкий спектр средств (эмотивы,
слэнг и др.), направленных на коммуникацию с читателем.
Тезисы
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в
настоящее время графические романы становятся всё популярнее. В школах Дании с
помощью чтения и анализа графических романов ученикам прививают интерес к литературе.
Актуальность исследования заключается и в том, что графические романы не так
подробно изучаются в отечественной науке, как в западной, а научные работы чаще
посвящены литературоведческому аспекту, а не лингвистическому анализу.
Графический роман, представляющий собой
креолизованный текст, соединяет в себе визуальный и вербальный языки. Для
достижения коммуникации с читателем авторами графических романов применяется
ряд лингвистических и паралингвистических средств. Задача исследования —
изучить лингвистические и паралингвистические средства, с помощью которых автор
пытается создать достоверный образ мира современного подростка (общение с семьёй
и друзьями, внутренний монолог, жизнь в обществе и т. д.).
С целью изучения лингвистических средств был
проведён анализ датского графического романа «Pssst!» А. Херцог
(иллюстратор К. Кланте). Роман «Pssst!» рассказывает о двенадцатилетней
девочке Виоле и её взрослении, раскрывая сложности и проблемы, связанные с
превращением ребёнка во взрослого человека.
Исследование опирается на работы о креолизованных
текстах в общем (Е. Е. Анисимова) и графических романах и комиксах в частности
(С. Макклауд, Н. Коэн). Основные методы, использованные для анализа: метод
сплошной выборки и методы семантического и стилистического анализов.
Формат графического романа требует усечённости и компрессии всего текста из-за пространственных рамок филактеров, однако концентрированный текст взаимодействует с визуальным языком. В исследуемом графическом романе автор предпринимает попытку показать мир обычного подростка, воссоздавая его повседневную жизнь. Часто встречается свойственная подростковому возрасту лексика (слэнг, ругательства), лексика, выражающая эмоции героини (ensom 'одинокая', vred 'сердитая'); различный шрифт (детский и подростковый почерк, имитация шрифта в смартфоне), чередование разнообразных макетов страниц (традиционный комикс, дневник, коллаж). Через эти средства автор старается погрузить читателя в чувства и мысли главной героини: одиночество, поиск себя, непонимание другими.
Формат графического романа требует усечённости и компрессии всего текста из-за пространственных рамок филактеров, однако концентрированный текст взаимодействует с визуальным языком. В исследуемом графическом романе автор предпринимает попытку показать мир обычного подростка, воссоздавая его повседневную жизнь. Часто встречается свойственная подростковому возрасту лексика (слэнг, ругательства), лексика, выражающая эмоции героини (ensom 'одинокая', vred 'сердитая'); различный шрифт (детский и подростковый почерк, имитация шрифта в смартфоне), чередование разнообразных макетов страниц (традиционный комикс, дневник, коллаж). Через эти средства автор старается погрузить читателя в чувства и мысли главной героини: одиночество, поиск себя, непонимание другими.
По итогам исследования можно сказать, что автором
применяется широкий ряд паралингвистических и лингвистических средств.
Правдоподобное изображение подросткового мира позволяет настроить коммуникацию
с основной целевой аудиторией (дети и подростки) с одной стороны, и помочь
взрослому человеку понять подростка с другой. Графический роман может
выступать также в роли материала для изучения иностранного языка и культуры
других стран.