XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Лингвостилистические и паралингвистические средства изображения внутреннего мира подростка (на примере датского графического романа «Pssst!» А. Херцог)

Ксения Гулькова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе представлены результаты исследования паралингвистических и лингвистических средств, используемых автором в датском графическом романе для воссоздания образа подросткового мира. В качестве материала был выбран графический роман А. Херцог «Pssst!». Проведён анализ вербального языка и исследовано его взаимодействие с визуальным. Результаты лингвистического анализа дают возможность сделать вывод о том, что для создания образа мира подростка автор использует широкий спектр средств (эмотивы, слэнг и др.), направленных на коммуникацию с читателем.


Тезисы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время графические романы становятся всё популярнее. В школах Дании с помощью чтения и анализа графических романов ученикам прививают интерес к литературе. Актуальность исследования заключается и в том, что графические романы не так подробно изучаются в отечественной науке, как в западной, а научные работы чаще посвящены литературоведческому аспекту, а не лингвистическому анализу.
Графический роман, представляющий собой креолизованный текст, соединяет в себе визуальный и вербальный языки. Для достижения коммуникации с читателем авторами графических романов применяется ряд лингвистических и паралингвистических средств. Задача исследования — изучить лингвистические и паралингвистические средства, с помощью которых автор пытается создать достоверный образ мира современного подростка (общение с семьёй и друзьями, внутренний монолог, жизнь в обществе и т. д.).
С целью изучения лингвистических средств был проведён анализ датского графического романа «Pssst!» А. Херцог (иллюстратор К. Кланте). Роман «Pssst!» рассказывает о двенадцатилетней девочке Виоле и её взрослении, раскрывая сложности и проблемы, связанные с превращением ребёнка во взрослого человека.
Исследование опирается на работы о креолизованных текстах в общем (Е. Е. Анисимова) и графических романах и комиксах в частности (С. Макклауд, Н. Коэн). Основные методы, использованные для анализа: метод сплошной выборки и методы семантического и стилистического анализов.
Формат графического романа требует усечённости и компрессии всего текста из-за пространственных рамок филактеров, однако концентрированный текст взаимодействует с визуальным языком. В исследуемом графическом романе автор предпринимает попытку показать мир обычного подростка, воссоздавая его повседневную жизнь. Часто встречается свойственная подростковому возрасту лексика (слэнг, ругательства), лексика, выражающая эмоции героини (ensom 'одинокая', vred 'сердитая'); различный шрифт (детский и подростковый почерк, имитация шрифта в смартфоне), чередование разнообразных макетов страниц (традиционный комикс, дневник, коллаж). Через эти средства автор старается погрузить читателя в чувства и мысли главной героини: одиночество, поиск себя, непонимание другими.
По итогам исследования можно сказать, что автором применяется широкий ряд паралингвистических и лингвистических средств. Правдоподобное изображение подросткового мира позволяет настроить коммуникацию с основной целевой аудиторией (дети и подростки) с одной стороны, и помочь взрослому человеку понять подростка с другой. Графический роман может выступать также в роли материала для изучения иностранного языка и культуры других стран.