Названия и образ вампира в албанском языке и культуре: этнолингвистическое исследование
Татьяна Михайловна Сысоева
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен всестороннему изучению такого класса демонических существ, как вампиры, в албанском языке и культуре. В докладе рассматривается история появления мифа о вампирах в этом регионе, этимология названия вампира и состав этой группы лексики в разных диалектных ареалах, связанные с вампирами народные верования и обряды, проводится сравнение албанского мифа о вампирах с другими мифами балканского региона.
Тезисы
Доклад посвящен всестороннему изучению такого класса демонов, как вампиры, в албанском языке и культуре. Вампиры, несомненно, занимают особое место в мифологии балканских народов. При этом современный образ вампира, сложившийся благодаря художественной литературе и кино, не имеет практически ничего общего с изначальными представлениями о «восставшем покойнике», которые распространились вследствие «эпидемии» вампиризма в балканском регионе приблизительно в начале XVIII в.
В Албании имеется богатый пантеон демонических существ, в котором выделяется и несколько видов вампиров, и связанная с ними лексика весьма разнородна по своему происхождению. Предметом нашего исследования стали такие виды вампиров, как lugat, dhampir и kukudh.
Мы ставим целью как можно более подробно описать историю появления мифа о вампирах в албанской культуре и связанные с вампирами народные верования и обряды, провести сравнение албанского мифа о вампирах с другими мифами балканского региона, установить этимологию названий вампира и распространение этой группы лексики в литературном языке и в разных диалектных ареалах, а также рассмотреть функционирование лексем этой группы в современном албанском языке — наличие переносных значений, стилистические характеристики и т. п.
Источниками языкового материала и этнолингвистических сведений послужат различные албанские словари, диалектные и этнографические описания, в частности, монографии Дж. Юллы и А. Н. Соболева об албанских селах Мухурр и Лешня «Албанский гегский говор села Мухурр (краина Дибыр)» (2003), «Албанский тоскский говор села Лешня (краина Скрапар)» (2002) и работа М. Тирты «Албанская мифология» («Mitologjia ndër shqiptare», 2004), художественная литература, Албанский национальный корпус и т. д. Теоретической базой исследования станут труды представителей московской этнолингвистической школы (Т. В. Цивьян, С. М. Толстой, И. А. Седаковой, А. А. Плотниковой и др.), а также исследования зарубежных лингвистов-балканистов, напр., У. Дуковой (1938, Dukova).