«Зеленый дом» М. Варгаса Льосы как тотальный роман: к вопросу об определении жанра
Борис Вадимович Ковалев
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе анализируется жанровая природа романа М. Варгаса Льосы (1936, Vargas Llosa) «Зеленый дом» («La casa verde», 1965). В ходе исследования рассматриваются три подхода к определению жанра этого текста: «Зеленый дом» как тотальный роман, «Зеленый дом» как рыцарский роман и «Зеленый дом» как индихенистский роман. В докладе особое внимание уделяется ключевым характеристикам каждого жанра. Делается вывод, что, как и в случае с рядом других важнейших текстов периода расцвета латиноамериканского романа, однозначно определить жанр «Зеленого дома» невозможно.
Тезисы
Как и большинство романов «периода бума» (исп. el boom), роман М. Варгаса Льосы (Vargas Llosa, 1936) «Зеленый дом» (1965) сложно отнести к конкретному жанру. Современной латиноамериканистике известны полемики, вызванные желанием определить жанр текстов Х. Кортасара, К. Фуэнтеса и др. авторов этого периода. Очевидно следующее: 1) проблема определения жанра актуальна для большинства латиноамериканских текстов «периода бума»; 2) романы Варгаса Льосы выделяются даже из этого ряда сложно построенных, а потому сложно определяемых, с точки зрения жанровой принадлежности, текстов.
В этом смысле «Зеленый дом» — важнейший роман, т. к. в нем актуализируются особенности поэтики Варгаса Льосы, предопределившие дальнейшие дискуссии относительно жанра его текстов. «Зеленый дом» можно смело назвать «узловым» романом как для раннего периода Варгаса Льосы, так и для всего его творчества в целом.
В докладе приводится несколько подходов к определению жанра исследуемого романа: «Зеленый дом» как тотальный роман, «Зеленый дом» как рыцарский роман и «Зеленый дом» как индихенистский роман. В ходе исследования мы выделили семь характеристик тотального романа: «радикально реалистическая» авторская интенция, четкая структурная организация текста, композиционно-семантическое единство, сознание безграничности языка, всеохватность романа, нелинейность повествования, диалог как структурообразующий прием.
«Зеленый дом» рассматривается в докладе как рыцарский роман в сопоставлении с каталонским романом «Тирант Белый» Ж. Мартореля. Варгас Льоса, как и автор «Тиранта Белого» опирается на реальные факты (в случае с Перу — контрабанда каучука и похищение индианок для обучения их в монастырях), а затем свободно эти факты интерпретирует — у Варгаса Льосы в повествовании не фигурирует ни одно «историческое лицо»: узнаются не конкретные образы, а архетипы. Кроме того, насколько роман Мартореля отличен от прочих рыцарских романов минимальным присутствием фантастического, настолько и роман Варгаса Льосы лишен магического и ирреального.
Наконец, в докладе произведение «Зеленый дом» рассматривается как индихенистский роман, приводится сопоставление структуры романа Варгаса Льосы и обобщенной структуры типического индихенистского романа, а также анализируются ключевые признаки этого жанра. Для сопоставления в рамках доклада мы обращаемся к индихенистским текстам, на которые, по собственному признанию, опирался автор.
В докладе делается вывод, что в случае с «Зеленым домом» прийти к столь желаемой жанровой определенности невозможно. «Зеленый дом» — это художественное произведение без каких-либо иных ограничений в интерпретациях, кроме тех, которые прямо отвергаются текстом и его категориями.
В этом смысле «Зеленый дом» — важнейший роман, т. к. в нем актуализируются особенности поэтики Варгаса Льосы, предопределившие дальнейшие дискуссии относительно жанра его текстов. «Зеленый дом» можно смело назвать «узловым» романом как для раннего периода Варгаса Льосы, так и для всего его творчества в целом.
В докладе приводится несколько подходов к определению жанра исследуемого романа: «Зеленый дом» как тотальный роман, «Зеленый дом» как рыцарский роман и «Зеленый дом» как индихенистский роман. В ходе исследования мы выделили семь характеристик тотального романа: «радикально реалистическая» авторская интенция, четкая структурная организация текста, композиционно-семантическое единство, сознание безграничности языка, всеохватность романа, нелинейность повествования, диалог как структурообразующий прием.
«Зеленый дом» рассматривается в докладе как рыцарский роман в сопоставлении с каталонским романом «Тирант Белый» Ж. Мартореля. Варгас Льоса, как и автор «Тиранта Белого» опирается на реальные факты (в случае с Перу — контрабанда каучука и похищение индианок для обучения их в монастырях), а затем свободно эти факты интерпретирует — у Варгаса Льосы в повествовании не фигурирует ни одно «историческое лицо»: узнаются не конкретные образы, а архетипы. Кроме того, насколько роман Мартореля отличен от прочих рыцарских романов минимальным присутствием фантастического, настолько и роман Варгаса Льосы лишен магического и ирреального.
Наконец, в докладе произведение «Зеленый дом» рассматривается как индихенистский роман, приводится сопоставление структуры романа Варгаса Льосы и обобщенной структуры типического индихенистского романа, а также анализируются ключевые признаки этого жанра. Для сопоставления в рамках доклада мы обращаемся к индихенистским текстам, на которые, по собственному признанию, опирался автор.
В докладе делается вывод, что в случае с «Зеленым домом» прийти к столь желаемой жанровой определенности невозможно. «Зеленый дом» — это художественное произведение без каких-либо иных ограничений в интерпретациях, кроме тех, которые прямо отвергаются текстом и его категориями.