XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Жанровое своеобразие романа «Сияние» С. Кинга

Маргарита Эдуардовна Борисова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Роман С. Кинга «Сияние» («The Shining», 1977) — яркий представитель жанра литературы ужасов, в частности — литературы ужасов США, которая обладает рядом уникальных черт, многие из которых обнаруживаются в романе. В основу романа заложены традиционные элементы жанра: в их числе топос готического замка и мотив безумия, который в XX в. осмысляется с точки зрения науки. При этом темы, которые развивает Кинг в «Сиянии», являются ключевыми как для литературы ужасов, так и для творчества самого писателя: роль творчества в жизни творца, природа зла в человеке, влияние семьи и детства.

Тезисы

Одним из ранних и самых значимых произведений С. Э. Кинга (род. 1947) стал роман «Сияние» («The Shining», 1977), ставший мировым бестселлером и одним из известнейших произведений литературы ужасов XX в. Существует достаточно обширная база исследований, посвященных творчеству Кинга (как русскоязычных, так и зарубежных; как аналитических, так и сравнительных). В связи с тем, что значимость Кинга как автора уже признана современным литературоведением, необходимым становится определение места произведений писателя в литературном процессе. В частности, доклад посвящен месту одного из самых известных его романов в литературе ужасов США. Роман «Сияние» по своей природе — это во многом готический роман, что отсылает нас к наиболее ранним истокам литературы ужасов. Сюжет романа построен вокруг отеля «Оверлук», который по всем признакам является готическим замком. Он наделен собственной историей, полной тайн и проклятий — и тесно переплетенной с историей Соединенных Штатов, — в нем обитают собственные призраки, а его сложное внутреннее устройство и мрачная атмосфера служит картой, на которой разворачиваются все события романа. Во многом классическими оказываются и образы главных героев: членов семьи Торренс, которые оказываются в замкнутом пространстве «Оверлука» наедине со своими страхами и проблемами. В первую очередь, это Джек: одновременно и готический злодей, угрожающий героине — своей жене, — и характерный для литературы ужасов медленно теряющий рассудок безумец (особенно хорошо знакомый нам по творчеству Э. А. По и Г. Ф. Лавкрафта, прямых предшественников Кинга). Он же играет роль писателя-рассказчика, который изучает и творчески осмысляет события сюжета. На месте «готической героини» оказывается Венди Торренс, которая наследует у своих литературных «предшественниц» в жанре литературы ужасов многие черты, а также выражает эмоциональную точку зрения на ужасные события, в противовес рациональному взгляду Джека. Их сын Дэнни, с одной стороны, это рассказчик-ребенок, незамутненное восприятие которого позволяет автору изобразить «Оверлук» и семейный конфликт семьи Торренс через особую призму; с другой, как ребенок-экстрасенс, он становится еще одним источником мистического и пугающего, во многом противопоставленным «Оверлуку» в романе. Круг тем и мотивов, который Кинг вводит в роман, также характерен для литературы ужасов. Это мотив семьи и семейной тайны; мотив темного прошлого — как проклятого отеля, так и семьи Торренс; вопрос об источнике зла и жестокости; тема борьбы рассудка и безумия, которая в романе дается «от первого лица»; и, наконец, тема творчества и его влияния на человека.